Подписка на рассылку
E-mail:

ФИО:

Организация:



* Все поля обязательны
для заполнения






Rambler's Top100
Rambler's Top100


Джеффри Браун. Культурные индустрии. Выявление культурных ресурсов территории.

Джеффри Браун Агентство "ЕВКЛИД" (Великобритания)

Презентация на семинаре «Культурные индустрии / Выявление культурных ресурсов территории»
14-18 июля 2003 года
Петрозаводск

(конспект лекций по методике «картирования»)

Введение в картирование культурных индустрий

Культурные (творческие) индустрии - это "…деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности".
(Правительство Соединенного Королевства Ведикобритании, Департамент культуры, СМИ и спорта)

Из чего складываются культурные индустрии (или культурный сектор экономики) – по классификации того же департамента:

- Реклама
- Архитектура
- Ремесла, дизайн мебели
- Моделирование (дизайн) одежды
- Кино и видео
- Графический дизайн
- Развлекательное программное обеспечение (компьютерные игры)
- Живая и записанная музыка
- Исполнительские искусства и зрелища
- Теле-, радио- и интернет-вещание
- Визуальные (изобразительные) искусства и древности
- Писательское и издательское дело
- (Музеи и наследие)

Четыре ключевых элемента концепции Культурные индустрии...
1. ...базируются на творческих, художественных способностях индивидов...
2. …действующих в союзе с менеджерами и технологами…
3. …создающих рыночные продукты…
4. …экономическая ценность которых заключена в их культурных (или "интеллектуальных") свойствах.

Производственная цепочка
Зарождение идей – создание культурных замыслов и проектов.
Производство – создание пригодных для коммерческой реализации продуктов.
Распространение – циркуляция продуктов путем трансляций, записей, кино-показов и т.д.
Потребление – получение определенного опыта конечным пользователем

Зарождение идей
Материальные (осязаемые) культурные предметы (произведения)
чертежи, проекты, песни, рассказы, картины, игры, танцы, сценарии, одежда, украшения и другие рукотворные объекты.
Нематериальные (неосязаемые) культурные концепции (идеи)
стиль, мода, репутация, брэнд, характер, узор, цветовая гамма, сценарии и др.

Производство
Трансформация "сырого" культурного материала в рыночные продукты 1. Продукция, допускающая массовое воспроизводство: фильмы, телепередачи, книги, записи, CD, CD-ROMы и т.д.
2. Продукты, создаваемые однократно: картины, театральные представления, дизайнерская одежда и другие предметы, веб-сайты и проч.

Производственный процесс в культурных индустриях
Зарождение идеи
Создай концепцию
Производство
Открой рыночную нишу
Разработай продукт
Распространение
Продай продукт (также лицензирование, франчайзинг)
Продай доступ к продукту
Потребление

Почему важны культурные индустрии?
С точки зрения культуры:
- Доступ к разнообразным ресурсам - Доступ к аудитории, зрителям, посетителям, читателям и т.п. - Творчество – более не является прерогативой профессиональных художников и артистов С точки зрения экономики:
- Новый, быстро растущий сектор в экономике
- Способствует социальному возрождению и возрождению городов
- Доступ к глобальным рынкам
- Уроки "новой экономики"

Картирование

Что такое "Культурная карта"?
Это "картина" культурного сектора, которая раскрывает его "широту" и "глубину", его потребности и возможности, является базой для формирования культурной политики, а также создает предпосылки для интеллектуального вмешательства с целью стимулирования роста и развития сектора.

Замечания:
- Не существует "золотых правил" или готовых рецептов
- "Карты" могут быть сужены до чистой фактологии или расширены до анализа и даже предложений - Характер картирования зависит от Ваших потребностей, целей и рынков, которые Вы хотите освоить, т.е. от того, зачем Вы предпринимаете подобное исследование

Что может охватывать карта?
Контекст: экономический, правовой, географический
Поддержка: на местном / региональном / федеральном уровне
Организации и фирмы
Занятость
Доход: от собственной деятельности или полученный из внешних источников
Расходы
Рынки
Потребности: в инвестициях, тренингах, поддержке и проч.
Указания на возможные пути развития и партнерства

Как это сделать?
- Изучение существующих данных
- Вопросники (анкетирование)
- Интервью
- Групповые встречи
- Подготовка предварительной версии отчета
- Консультации (с представителями культурного сектора)
- Итоговый отчет

Краткая схема методики «картирования»
Контекст
Поддержка
Сектор
Потребности
Пути развития

Контекст

Факторы (развития):
- Культурные
- Экономические
- Правовые
- Социальные
- Географические
- Образовательные
- Другие???

Источники (информации, данных): первичные / вторичные
- Государственные структуры и агентства
- Университетские факультеты и центры
- Сети и ассоциации
- Независимые агентства
- Отчеты, книги, справочники
- Интернет

SWOT -анализ:
Сильные стороны - то, что делает сектор сильным
Слабые стороны - то, что делает сектор слабым
Возможности - то, что могло бы помочь сектору (со стороны, в будущем)
Угрозы - то, что может повредить сектору (со стороны, в будущем)

Какого рода поддержка / от кого?
- Финансовая
- Организационная
- Маркетинг, продажи и экспорт
- Тренинг (обучение)
а также
- Местная / региональная / федеральная
- Государственная / негосударственная

Источники (информации, данных): первичные / вторичные
- См. выше

О секторе
- Организации / компании: кол-во, размер, тип, и т.д.
- Занятость: число занятых, статус (постоянные, временные и т.д.), политика равных возможностей
- Рынки
- Доходы / расходы
- Потребности
Механизмы получения этой информации

Определение сектора и его параметров
- По выбранным секторам
- Что должно быть включено?
- Организации / компании
- Занятость
- Рынки
- Доходы
- Расходы

Определения и данные – 1
По выбранным секторам
Организации / компании (их характер):
- Количество
- Размер (мельчайшие 0-9; малые 10-49; средние 50-249; крупные 250 и больше) (работников)
- Профиль / статус / долговечность / месторасположение / тип помещения / позиция в производственной цепочке

Определения и данные – 2
Занятость (ее характер)
- Полная / частичная / работающие не по найму / внештатные сотрудники / волонтеры (и их другие источники доходов)
- Равные возможности: для мужчин и женщин / другие
- Типы работы / роли людей
Рынки (и их характер)
- Местные / региональные / федеральные / международные
- Типы покупателей

Определения и данные – 3
Доходы (и их характер):
- Оборот: объем / структура
- Типы / источники безвозмездных финансовых поступлений
- Другие доходы
Расходы (и их характер):
- Персонал
- Накладные расходы
- Маркетинг
- Развитие

Источники (информации, данных): первичные / вторичные - См. выше

Первичное исследование
- Источники, лежащие вне сферы культуры, например, общие справочники ("желтые страницы")
- Опросы: по почте, эл. почте, через Интернет – представительные выборки
- Интервью: лицом к лицу, по телефону
- Фокус-группы

Вопросники (анкеты): необходимые требования
- Простота
- Краткость
- Важность информации о респондентах (возраст, пол, род занятий и проч.)
- По возможности избегать открытых вопросов – пусть лучше респонденты ставят галочки
- Простая процедура возврата заполненных анкет
- Вопросы для интервью необходимо продумать заранее
- Также как и программы для фокус-групп

Потребности сектора
Каковы они?
Нужно ли людям то, что они говорят, что им нужно?
Образование, тренинги, повышение квалификации:
- Сегодняшние / недавние - мнения о них
- Нынешние и будущие потребности (типы их удовлетворения)
- Препятствия на пути удовлетворения этих потребностей.

Каковы они? (продолжение)
Инвестиционные приоритеты:
- Гранты, кредиты, другое (например, люди)
- См. выше: сегодняшние / недавние потребности, препятствия
Маркетинг, продажи, экспорт
- См. выше: сегодняшние / недавние потребности, препятствия
Пути развития
- Типы развития
- См. выше: сегодняшние / недавние потребности, препятствия

Получение данной информации
- Вопросники – ограниченно
- Интервью – да
- Фокус-группы – да
Не задавайте наводящих вопросов
Если возможно, группируйте вопросы по категориям – для последующего анализа и интерпретации

Развитие культурных индустрий
Спектр возможностей:
- Местные / региональные / федеральные
- Грантовые программы
- Сети
- Тренинговые программы
- Консультации по вопросам экспорта
- Агентства культурного развития
- Другие…

Возможные проблемы:
- Территория
- Доступность
- Издержки – стартовые, текущие
- Партнерства, связи
- Механизмы осуществления
- Планы – например, пятилетние?

Представление данных
- Основной отчет / Приложения
- Таблицы / графики / символы
- Простота
- Тенденции
- Проценты (наряду с прямыми данными или вместо них)

Отчет
Структура отчета
Основной текст отчета
Цели / проблемы / методология / исследование / выводы / рекомендации
Структура раздела, посвященного исследованию:
Контекст / поддержка / сектор / потребности / пути развития
Приложения
Данные (статистика и др.) / библиография / обстоятельства проведения исследования – даты, места, контакты / благодарности
Сжатые тезисы / ключевые моменты

Карта Вашего региона
- Выбор и уточнение сектора
- Географические границы исследования
- Задачи
- Цель
- Партнеры
- Имеющиеся данные
- Поиск данных
- Другие сложности