Подписка на рассылку
E-mail:

ФИО:

Организация:



* Все поля обязательны
для заполнения






Rambler's Top100
Rambler's Top100


С. Чапарина. Инструментарий и субъекты культурной политики

Светлана ЧАПАРИНА
Директор АНО «Тренинг-центр «Деловая Волга»
Член общественного экспертно – консультационного совета при департаменте культуры мэрии г. Тольятти

Инструментарий и субъекты культурной политики

В современных условиях государственным и муниципальным учреждениям культуры получить сколь-нибудь значительные бюджетные ассигнования очень трудно, прежде всего, из-за неустойчивой экономической ситуации в стране. Бюджетное финансирование значи-тельно отстает от стремительно возрастающих под влиянием инфляции потребностей орга-низаций культуры и искусства в финансовых средствах. Только использование наиболее со-временных и адекватных инструментов управления и привлечение разнообразных источни-ков финансирования позволит сохранять и развивать творческий потенциал учреждений культуры и искусства.

Конкурсы социальных и культурных проектов

Одним из таких инструментов сегодня являются конкурсы социальных и культурных проектов. Они становятся неотъемлемой частью жизнедеятельности организаций, как в не-государственном, так и в государственном секторе. Как это происходит на практике можно рассмотреть на примере г. Тольятти.

Cначала - краткая справка о городе. Тольятти - молодой промышленный город в Самарской области, автомобильная столица России. Современная история города начинается с 1950 г. с момента строительства ГЭС и переноса города.

Город, не являясь областным, занимает 13 место в России по численности населения. Здесь проживает 742 тысячи чел. Средний возраст жителей 37 лет. Всего в городе более 200 организаций культуры из них муниципальных – 39, а остальные ведомственные, общественные и другие негосударственные организации культуры и искусства. Ведомственные организации представлены в основном крупными объектами в виде различных дворцов куль-туры принадлежащих крупным промышленным предприятиям города: АвтоВАЗ, «Тольяттиазот» «Тольяттикаучук» и др. Общественные организации это – национальные центры, писательские, дизайнерские и художест-венные союзы. Другие же негосударственные организации культуры (которых большинство) представляют весть спектр юридических форм неком-мерческих образований, от фондов, до некоммерческих партнерств.

В структуре департамента культуры мэрии г. Тольятти фукционирует отдел развития и сопровождения программ и проектов. В течение последних четырёх лет его сотрудники проводят конкурс муниципального заказа на поддержку творческих инициатив населения, в рамках программы развития культуры города.

За эти годы в конкурсе приняли участие 312 организаций, из них победителями стали 127. Всего было распределено 7 100 000 рублей. Механизм конкурса совершенствуется с каждым годом, привлекаются новые эксперты, организации со своим опытом и методами «грантмейкинга». Так, конкурсы 2002 и 2003 годов были переданы на администрирование Общественному Фонду Тольятти (это первый в России Фонд местного сообщества, созданный в 1998 году и имеющий за плечами пятилетний опыт проведения грантовых конкурсов). В задачи фонда входило составление положения о конкурсе, объявление самого конкурса и сбор заявок, формирование и проведение экспертной комиссии, которая и определяла победителей. В экспертную комиссию вошли представители негосударственных, общественных, муниципальных организаций культуры и искусства, представители департамента культуры. Это были опытные менеджеры, «проектировщики», те у кого за плечами не один удачно реализованный проект в области культуры и, конечно же, юрист и экономист.

Департамент культуры готовил техническое задание для фонда по проведению конкурса, осуществлял финансовые операции по перечислению средств в организации и сбор финансовых и содержательных отчетов.

Этот пример может свидетельствовать о том, что в городе осуществляются попытки перехода от государственной к государственно-общественной системе управления в сфере культуры. Об этом говорят и следующие факты. В сентябре 2003 года при департаменте культуры был создан общественный экспертно консультационный совет, который является совещательным органом, объединяющий высококвалифицированных специалистов в области проектно-программной деятельности. Что интересно, из десяти человек пятеро представляют третий сектор (негосударственные некоммерческие организации), трое представители из муниципальных организаций культуры, один эксперт из областного департамента культуры и один специалист Тольяттинской городской Думы.

Целью деятельности Совета является влияние на формирование городской культур-ной политики. В его задачи входит проведение общественной, профессиональной эксперти-зы, коллективного обсуждения и выработки предложений и рекомендаций по проектам и программам. Так, на последнем заседании участниками Совета разрабатывались рекоменда-ции по номинациям ежегодного конкурса бюджетных грантов в сфере культуры, обсужда-лись проектные заявки, рекомендованные на бюджетное финансирование по Программе раз-вития культуры г. Тольятти. Совет только начинает свою работу, но в перспективе он должен значительно влиять на городскую культурную политику.

Новые игроки на поле культурной политики

В начале девяностых в нашей стране не существовал полноценный независимый третий сектор, отношение в обществе к некоммерческим организациям было резко негативное, а благотворительная деятельность рассматривалась не иначе как синоним отмывания денег. В той ситуации создание принципиально новых организаций, призывающих объединить ресурсы сообщества для решения местных проблем, для развития культуры, воспринималась как утопия и нечто абсолютно чуждое российской ментальности. В настоящий момент развитие благотворительности и развитие третьего сектора (негосударственных, некоммерческих ор-ганизаций) является еще одним инструментом культурной политики.

В Тольятти работает несколько общественных благотворительных фондов, каждый из которых в той или иной степени поддерживает и развивает сферу культуры и играет свою роль в формировании культурной политики города.

Одним из «старейших» благотворительных фондов города, является Фонд развития культуры г. Тольятти (первоначально он назывался Фондом развития культуры Автозаводского района города Тольятти). Фонд создан 12 лет назад с целью содействия развитию театрального, музыкального, изобразительного искусства, народного творчества, концертной и культурно-просветительной деятельности, выявления и поддержки творческого потенциала города.

Первая в Тольятти инновационная программа «Культура Автограда» сделала фонд известным для Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, Министерства культуры РФ, Союза Российских городов. Участие в ряде российских и международных семинаров дало возможность распространить опыт работы на многие регионы России.

Сотрудничество ФРК с Международными фондами В. Спивакова и В. Крайнева выве-ло работу на международный уровень (выставки в Париже, Гамбурге, Кольмарский проект, выпуск совместных компакт-дисков, программы «Летняя Творческая Школа», «Новые имена Тольятти», совместные концерты и т.д.).

Фонд поддержал именными стипендиями более 30 одаренных детей города Тольятти. Источниками финансовых поступлений в Фонд являются: корпоративные благотворительные пожертвования, гранты, средства органов местной власти.

В настоящее время фонд работает над большим проектом - «Международный Форум по культуре молодых городов «Думающий город». Этот проект является продолжением работы, начатой в рамках международной конференции «Культура молодых городов», проходившей под эгидой ЮНЕСКО в г. Набережные Челны (Татарстан) в 1993 году. Идея проекта состоит в организации в Тольятти публичной, дискуссионной площадки в формате международного форума, посвященного опыту европейских и российских городов в решении вопросов их стратегического планирования и развития с использованием ресурса культуры.

Самым молодым, самым активным и быстро развивающимся можно назвать Общественный Фонд Тольятти. Это первый российский фонд местного сообщества, созданный по западной технологии Community foundation, одним из учредителей которого выступил британский благотворительный фонд КАФ (CAF Charity Aid Foundation).

Фонд Тольятти предоставляет на конкурсной основе целевые безвозмездные пожертвования (гранты) на осуществление значимых для Тольятти некоммерческих проектов. Средства фонда формируются за счет вложений учредителей, попечителей, муниципальных органов власти, коммерческих организаций города, иностранных инвестиций и впоследствии из доходов от размещения капитала фонда (индаумент). Конкурс грантов проходит два раза в год. В конкурсе принимают участие зарегистрированные общественные, благотворительные, некоммерческие организации, некоммерческие муниципальные учреждения. Размер грантов от 5 000 до 30 000 рублей. Продолжительность проектов от 3 до 12 месяцев. Из семи приоритетных направлений конкурса первое направление – в области образования, культуры и спорта.

В рамках этого направления поддерживаются проекты, целью которых является совершенствование нравственного и духовного развития граждан, поддержка самодеятельного творчества различных категорий граждан, развитие и повышение профессионализма музы-кальных коллективов, самодеятельных театров, поддержка проектов по работе с одаренными детьми и др. В одном из последних конкурсов 2003 года из 29 поданных заявок было принято решение о финансировании 13 проектов. Из 13 проектов 7 были связаны с реабилитацией инвалидов, молодежным и детским досугом, развитием гражданских инициатив и другими приоритетными направлениями конкурса, а другие 6 проектов были в области культуры.

Так, например Тольяттинская общественная организация «Пушкинский клуб «Зеленая лампа» получила грант на проект «Организации и проведения юбилейных чтений, посвященных в 175-летию со дня рождения Л.Н. Толстого». В рамках этого проекта в городе состоялись юбилейные толстовские чтения, литературные концерты, а группа тольяттинских детей побывала в Ясной Поляне на Юбилейном Толстовском празднике.

Еще один интересный проект поддержанный в рамках этого конкурса, это – «Создание детского духового оркестра инвалидов детства по слуху». Грант на реализацию этого проекта получил Тольяттинский институт искусств (муниципальное образовательное учреждение профессионального высшего образования).

Решение о присуждении гранта принимается Правлением фонда, на основе заключений независимых экспертов, при этом учитывается социальная значимость проекта, востребованность в обществе, долговременный положительный эффект для тольяттинцев. Процесс принятия решений о поддержке того или иного проекта всегда очень сложный. Из большого количества интересных, актуальных проектов всегда сложно выбрать несколько «самых-самых». Но сложность еще связана и с составом Правления фонда. Дело в том, что туда вхо-дят представители всех трех секторов общества (по два представителя от бизнеса, власти и общественных организаций). У каждого своя позиция, свой взгляд на значимость того или иного проекта, свой жизненный опыт. Однако, несмотря на это, путем жарких дискуссий, убеждений, апелляций к экспертным заключениям всегда вырабатывается единое решение.

За пять лет работы фонда были поддержаны 309 проектов на общую сумму 6 184 193 рубля. Еще один общественный благотворительный фонд, действующий на территории г. Тольятти - это фонд "Духовное наследие".

Фонд «Духовное наследие» оказывает всемерную поддержку и принимает непосредственное участие:
· В сохранении исторического и культурного наследия города Тольятти и всего Поволжского региона, его памятников и традиций;
· В сохранении и приумножении духовно-нравственного потенциала общества, основанного на памяти поколений и стремлении к прекрасному;
· В создании максимально благоприятных условий для дальнейшего духовного, культурного и нравственного роста жителей Поволжского региона.

Шесть лет назад в Тольятти появился новый символ города, который тольяттинцы сразу же полюбили. Этим символом стал памятник основателю города Василию Татищеву, выполненный известным российским скульптором Александром Рукавишниковым. Этот па-мятник стал первым проектом фонда.

В 2002 г. фондом были реализованы шесть благотворительных программ, в числе которых, издание книг «Сказки Волжской вольницы», Д. Гранин «Эта странная жизнь», «В. Балашов. Избранное». Часть тиража изданий безвозмездно была передана в городские и школьные библиотеки, проведены благотворительные презентации, материалы книг включе-ны в образовательные программы учебных заведений.

Одним из направлений деятельности Фонда «Духовное наследие» в 2003 году стала тема «Современное искусство города». Фонд инициировал строительство выставочного зала предназначенного стать «Галереей современного искусства».
«Хранить, приумножать, создавать» - вот миссия Фонда «Духовное наследие».

Бизнес, благотворительность и культура

Сегодня бизнес начинает понимать, что основная его задача не только получение прибыли, но и развитие территории, на которой он находится.

В своей профессиональной сфере бизнесмены активны, постоянно ищут новые рынки сбыта, новые технологии. В социальной и культурной сфере они осторожно пассивны. Они не понимают, как наиболее эффективно реализовать свое желание по развитию территории, кто является их партнером в этом, и какие формы применения благотворительности сущест-вуют. Одной из таких форм является Попечительский Совет.

В 2002 году АНО «Тренинг-центр «Деловая Волга» при поддержке Института «Открытое общество» провела в городе три семинара по созданию Попечительских советов и работе с ними в организациях культуры. В результате этих семинаров в пяти организациях культуры были созданы Попечительские советы. Попечительские советы это одна из форм развития и поддержки культуры, один из вариантов активного взаимодействия некоммерче-ской организации с бизнесом. Так, Попечительский совет созданный в Детской музыкально - художественной школе не только вносит материальный вклад в развитие организации (обеспечив школу мини АТС, дважды в год выплачивая премии за особые успехи педагогам и детям), но и способствует институциональному развитию организации. По инициативе Попечительского совета разра-ботана атрибутика школы (гимн, девиз, знак), создается школьный благотворительный фонд, решаются серьезные проблемы, возникающие в работе организации. Попечительский совет это с одной стороны механизм привлечения финансовых средств в организацию, ПР, имидж, показатель стабильности, устойчивости организации, а с другой стороны это команда людей (как правило состоятельных и влиятельных), которые обладают определенной степенью стратегии, менеджмента и которые безвозмездно помогают некоммерческой организации. Попечительский совет - это большой помощник, который в то же время требует много вни-мания и времени. Это огромный труд и большая ответственность.

Но есть и другие формы выражения благотворительности, поддержки и развития культуры. В 2001 году в Тольятти на базе частного мини-пивзавода «Хорлбат» появилось него-сударственное учреждение Культурно просветительский центр "Персона". Учредителем вы-ступил директор пивзавода, который полностью взял на себя материальное и техническое обеспечение центра. Мотивация его была простой – любовь к музыке.

В центре «Персона» большой популярностью у горожан пользуется камерный Музыкальный салон. В его стенах, каждый четверг проходят музыкальные благотворительные концерты, проводятся семейные вечера у рояля, учащиеся музыкальных школ и студенты музыкальных училищ и института искусств могут проигрывать свои концертные программы. Исполнителями музыкального салона являются как горожане, так и Самарские, московские музыканты. Здесь же за стеной имеется небольшая фотогалерея, где проходят выставки современных российских и западных фотохудожников, реализуются современные мультимедийные проекты. Все события центра бесплатны и доступны для посетителей, несмотря на то, что все они достаточно затратные. И затраты эти несет учредитель центра - директор пивного завода, тем самым являясь меценатом и полноправным игроком на поле городской культурной политики.

Оценка как инструмент развития

В системе задач по реализации Программы развития культуры города Тольятти 2000-2004 (разработанной департаментом культуры и утвержденной городской Думой) первым пунктом значится: «изучение, мониторинг и оценка состояния городской сферы культуры и определение необходимых мероприятий по регулированию выявленных проблем и поддерж-ке положительного опыта, влияющего на развитие культурных процессов».

Современные управленцы понимают, что оценка это инструмент развития, но они также понимают и то, что оценка должна быть как внутренней, так и внешней. В связи с этим для проведения оценки некоторых этапов программы привлекаются специалисты извне.

Некоммерческие, негосударственные организации активно принимают участие не только в процессе создания и реализации проектов в сфере культуры, но и активно участвуют в процессе их оценки. В начале 2003 года по заказу Мэрии г. Тольятти в лице директора Департамента культуры автономная некоммерческая организация «Тренинг-центр «Деловая Волга» проводила оценку эффективности реализации проектов, поддержанных Департаментом культуры в конкурсе на соискание бюджетного гранта в сфере культуры в 2001 году.

Краткая справка об организации Тренинг-центр «Деловая Волга». АНО Тренинг – центр "Деловая Волга» основана в 2000 г. с целью развития некоммерческого сектора, через инновационные образовательные программы, основанные на со-временной управленческой и финансовой практике. За период работы Тренинг- центр провел более 50 семинаров – тренингов для 800 представителей НКО, бизнеса и власти г. Тольятти и других городов. Проекты Тренинг-центра были поддержаны благотворительными фондами (Фондом Сороса, АЙРЕКСОМ, КА-Фом), мэрией г. Тольятти.
Кроме образовательной деятельности в виде семинаров-тренингов Тренинг- центр оказывает консультационные услуги, проводит мониторинг и оценку проектов, программ, организаций.

В результате проведенной оценки одна из рекомендаций звучала следующим образом: «Департаменту культуры целесообразно проводить мониторинг развития организаций, которые получили грантовую поддержку, с целью определить степень влияния этой поддержки на развитие проекта и организации во времени. Мониторинг более точно может определить эффективность финансируемых направлений и их востребованность у населения».

В течение первых трех лет реализации программы развития культуры г. Тольятти и проводимых в ее рамках грантовых конкурсов, ни разу не был проведен мониторинг финансируемых проектов. В связи с этим, каждый раз при подготовке следующего конкурса возникала проблема приоритетов, которые формируются из текущей деятельности организаций, а не из реально существующей ситуации и проблем города. Отсутствие четких приоритетов также затрудняло выбор наиболее действенных и долгосрочных проектов в сфере культуры, что снижало эффективность финансовых вложений в проекты и эффект влияния самих про-ектов на социо-культурную ситуацию в городе.

В результате в июне 2003 г. Тренинг-центром "Деловая Волга" был предложен проект «Мониторинг как инструмент эффективного развития проекта», направленный на создание условий для эффективного финансирования и реализации социально культурных проектов на территории г. Тольятти. Суть проекта в создании условий для эффективного фи-нансирования и реализации социально-культурных проектов на территории г. Тольятти через проведение мониторинга и оценки проектов, поддержанных на конкурсе "Творческая инициатива населения в сфере культуры в 2003 году" в г. Тольятти.

В рамках проекта для 14 победителей конкурса проведены два семинара, на которых обсуждались проблемы управления проектами, а также организация мониторинга и практика оценки проектов. Мониторинг этих проектов выявил, что степень влияния грантовой поддержки на организации достаточно велика. Участие в конкурсе помогло руководителям проектов, их сотрудникам, повысить свой профессиональный уровень, выйти на новые целевые аудитории, найти новых партнеров и новые ресурсы, как для реализации проектов, так и для самих организаций.

В результате мониторинга были также выявлены проблемы, возникающие в процессе реализации проектов. Это и задержка финансирования, проблемы взаимодействия с партнерами, недостаток человеческого ресурса (малочисленность команды и отсутствие волонтеров).

По завершении мониторинга прошла презентация его результатов для сотрудников департамента культуры и представителей организаций, прошедших мониторинг. В дальнейшем эти результаты будут использоваться департаментом культуры и организациями, которые были участниками проекта, для дальнейшего продвижения проектов, проведения их оценки и для разработки новой структуры финансирования проектов в сфере культуры.

Все приведенные выше примеры показывают, что на территории одного города может существовать многообразие различных форм и инструментов поддержки и развития сферы культуры. Ресурсы развития рядом с нами и в нас самих, в инновации, партнерстве и проектном движении.