Подписка на рассылку
E-mail:

ФИО:

Организация:



* Все поля обязательны
для заполнения






Rambler's Top100
Rambler's Top100


М.А. Якутова. Учреждения культуры на пороге реформ.

Неправильно просто так просить денег.
Побираться надо с достоинством.
М. Швыдкой

Курс федеральной реформы – ориентирование бюджетного финансирования на результат

Правительство Российской Федерации наметило ряд первоочередных мер в реформировании системы финансирования бюджетных учреждений. Можно выделить четыре основных направления:

1. Оптимизация действующей сети получателей бюджетных средств;
2. Уточнение правового статуса и реорганизация бюджетных учреждений;
3. Переход к новым формам финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг;
4. Внедрение методов формирования бюджета, ориентированного на результат.

Под оптимизацией действующей сети получателей бюджетных средств подразумевается проведение инвентаризации всех бюджетных учреждений и реестров получателей бюджетных средств по главным распорядителям с целью административного и финансового переподчинения ряда получателей бюджетных средств соответствующим профильным министерствам и ведомствам; ликвидации «лишних» бюджетных учреждений, чья деятельность дублируется; устранения ситуации, при которой распорядителями средств бюджета одного уровня власти, являются органы другого уровня власти.

Второе направление реформирования направлено на уточнение статуса учреждений и внедрение новых организационно-правовых форм бюджетных организаций, способных наиболее эффективно предоставлять государственные (муниципальные) услуги, оплачиваемые за счет бюджетных средств.

Переход к новым формам финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг предусматривает постепенный отказ от сметного финансирования бюджетных учреждений; широкое использование механизма государственного (муниципального) социального заказа; применение конкурентных способов распределения бюджетных средств (проектный метод); финансовую привлекательность выполнения государственных заданий.

Методы формирования бюджета, ориентированного на результат, - это, прежде всего, повышение ответственности министерств и ведомств за достижение поставленных целей и эффективное использование бюджетных средств; внедрение механизмов бюджетирования, ориентированного на результат; переход на контрактную систему финансирования бюджетных услуг.

Как оценить результативность работы учреждений культуры

Культурная сфера и связанные с ней финансовые потоки – одна из самых сложных сфер как для экономистов, так и для юристов. В большинстве случаев к ней невозможно применить стандартные понятия финансового анализа: рентабельность, ликвидность и другие. Однако какие-то критерии результативности нужны и здесь. Среди прочего, работники культуры также должны быть материально заинтересованы в результатах своего труда, как и работники других отраслей. В этой связи интересна попытка администрации г. Иркутска установить и описать критерии результативности деятельности муниципальных учреждений культуры.

1. Общие критерии:
1.1. Участие в городских, областных, региональных, всероссийских, международных программах, конкурсах, фестивалях, выставках, научно-практических конференциях и других мероприятиях.
1.2. Поддержание и улучшение материально-технической базы учреждения, сохранение и увеличение основных фондов.
1.3. Методическая деятельность.
1.4. Взаимодействие с другими учреждениями культуры, общественными организациями по осуществлению культурно-образовательных и социально-экономических программ и задач. 1.5. Наличие филиалов, специализированных отделений.
1.6. Повышение квалификации работников. Создание условий для творческого роста персонала. 1.7. Правильная расстановка и рациональное использование трудовых ресурсов учреждения, поддержание благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
1.8. Выполнение плана поступления доходов, получаемых от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
1.9. Применение различных форм платных услуг населению, привлечение внебюджетных средств, работа со спонсорами.
1.10. Нравственное и эстетическое воспитание населения и иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности. 1.11. Использование новых технологий, методов и форм в работе.
1.12. Культурно-просветительская деятельность среди населения города, направленная на удовлетворение духовных и культурных потребностей каждого члена общества.
1.13. Осуществление досуговых форм и методов работы, способствующих формированию позитивного мировоззрения и повышению культурного уровня жителей города.
1.14. Отсутствие необоснованной кредиторской задолженности.

2. Библиотеки (муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система г. Иркутска», муниципальное учреждение культуры «Гуманитарный центр – библиотека им. семьи Полевых»):
2.1. Сохранение числа читателей.
2.2. Сохранение, пополнение книжного фонда и наличие достаточного количества периодических изданий, отвечающих запросам населения.
2.3. Сохранение количества книговыдач.
2.4. Сохранение и распространение знаний и информации в обществе, информационно-библиографическое обслуживание населения города, научно-пропагандистская работа. 2.5. Издание информационных бюллетеней, рекомендательных списков литературы по темам, библиографических указателей.
2.6. Предоставление библиотечных фондов пользователям в библиотечных пунктах и наличие передвижных библиотек.
2.7. Изучение, сохранение в виде письменных документов и других носителей информации историко-краеведческих материалов. Распространение историко-краеведческих знаний среди населения города (консультации, лекции, работа со школьниками).

3. Музеи (муниципальное учреждение культуры «Музей города Иркутска»):
3.1. Осуществление научного комплектования музейных фондов, научно-исследовательская, научно-пропагандистская деятельность, направленная на сохранение, преумножение историко-культурного наследия города.
3.2. Сохранение и преумножение музейных фондов, экспонатов, документов, имеющих историческую, художественную и научную ценность.
3.3. Краеведческая деятельность. Изучение и развитие историко-культурного наследия города. Консультации по вопросам краеведения.
3.4. Экспозиционно-выставочная работа: создание тематических экспозиций и выставок; предоставление площадей музея для организации выставок из других городов, регионов и из-за рубежа; проведение выставок-продаж предметов изобразительного искусства; наличие передвижных выставок.
3.5. Экскурсионная деятельность по маршрутам в черте города и на озеро Байкал. Проведение уроков-экскурсий для школьников и студентов.
3.6. Лекционная деятельность по истории города.
3.7. Сохранение числа посетителей музея.
3.8. Издание краеведческой литературы, научно-исследовательских трудов по истории города и осуществление их продаж.

4. Театры (муниципальное учреждение культуры «Театр народной драмы»):
4.1. Формирование и удовлетворение потребностей населения в сценическом искусстве: поиск, сбор, изучение, обработка русского эпического духовного наследия, развитие театра как вида народного искусства и социального института.
4.2. Формирование репертуара театра.
4.3. Выполнение календарного и перспективного репертуарного плана новых и капитально возобновляемых постановок спектаклей и концертов.
4.4. Концертная деятельность.
4.5. Сохранение числа зрителей.
4.6. Наличие и сохранение на базе учреждения производственных мастерских по изготовлению декораций, народных инструментов и костюмов.

5. Кинотеатры (муниципальное учреждение культуры «Кинодосуговый центр «Пионер», муниципальное учреждение культуры «Киноконцертный досуговый центр «Россия»):
5.1. Организация проката кино- и видеофильмов.
5.2. Проведение кинофестивалей, организация встреч с режиссерами и актерами.
5.3. Организация различных объединений по интересам, наличие кружков, секций и клубов.
5.4. Обеспечение доходной части учреждения и получение прибыли от основной деятельности (прокат кино- и видеофильмов).
5.5. Сохранение числа зрителей кино- и видеофильмов.
5.6. Рекламная деятельность для привлечения и увеличения числа зрителей.

6. Прочие досуговые учреждения культуры (муниципальное учреждение культуры «Творческо-досуговый центр «Солнышко», муниципальное учреждение культуры «Детский досуговый центр «Любимовка»):
6.1. Сохранение контингента обучающихся, воспитанников.
6.2. Использование новых методик преподавания.
6.3. Концертная деятельность учащихся и преподавателей.
6.4. Выполнение плана поступления родительской платы за обучение детей.

Приведенные критерии эффективности учреждений культуры, разработанные в Иркутске, представляют собой лишь первую попытку перехода к финансированию «от результата», являются «отправной точкой» для дальнейшего творчества всех заинтересованных государственных органов и органов местного самоуправления, управляющих данной сферой.

Проектный метод получения финансирования

Проектный метод является одним из упоминаемых правительством конкурентных методов получения бюджетного финансирования, ориентированного на результат. Это не новый институт муниципального управления, он применялся и ранее, но, в основном, для привлечения внебюджетных заемных средств (кредитования). Несколько отличное от традиционного кредитования проектное финансирование описано в пособии В. В. Иванова и А. Н. Коробовой4. Главное отличие заключается в том, что в целях реализации проекта создается новая самостоятельная фирма, под обеспечение активов которой и передаются вклады участников и привлекаются заемные средства. Это, по мнению авторов, позволяет снизить риск и избежать некоторых ограничений традиционных форм получения кредита.

Мы же представляем себе несколько иной подход. Под проектным методом мы понимаем подготовку учреждением и защиту перед органом власти в целях получения финансирования определенного проекта. Причем финансирование текущей деятельности учреждения и бремя содержания собственником своего имущества никто не отменял. Проектный метод на первом этапе внедрения конкурентного бюджетного финансирования, в основном, должен касаться средств на модернизацию основных средств и развитие деятельности учреждений, если учреждение докажет, что такая модернизация и иные затраты приведут в определенный срок к положительному результату. При этом еще раз хотелось бы обратить внимание, что положительным результатом в случае с учреждением культуры не обязательно будет полученная прибыль, но отсутствие заинтересованности со стороны тех или иных учреждений на разработку проектов собственного развития должно заставить органы власти задуматься либо над сменой коллектива учреждения, либо над ликвидацией самого учреждения.

Библиотеки и новый Федеральный закон о местном самоуправлении

Библиотеки являются наиболее специфическими учреждениями культуры. Для их работы всегда требуется просторное, светлое помещение, постоянное пополнение библиотечного фонда, особые методы учета и отчетности, многочисленный высококвалифицированный персонал, умеющий профессионально работать с разным контингентом читателей. В современной действительности сотрудники библиотек должны еще владеть компьютерными технологиями, обладать организаторскими, творческими способностями, иметь возможность постоянно повышать свою квалификацию и обмениваться опытом с коллегами. Но самое главное, исходя из основной задачи - максимального удовлетворения запросов читателей, сфера библиотечного обслуживания населения объективно не может функционировать отдельными учреждениями, библиотечное дело во всем мире развивается лишь в условиях тесного взаимодействия, межбиблиотечного сотрудничества.

Большинство библиотек в Российской Федерации существует в форме муниципальных учреждений культуры. Закрепление в новом Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» «двухуровневой» модели местного самоуправления и жесткое разграничение полномочий между ними (а под полномочия - собственности и финансов), при необдуманном подходе чревато разрушением централизованной библиотечной системы (ЦБС), сформировавшейся в нашей стране. По крайней мере, в тех регионах, где ЦБС функционирует на уровне муниципальных районов.

Однако по порядку. Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает три вида муниципальных образований:

Городские и сельские поселения решают вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения своей территории.
Муниципальные районы выполняют государственные полномочия и осуществляют поддержание межпоселенческой инфраструктуры
Городские округа совмещают в себе функции муниципального района и поселения.

В соответствии с п.11 ст. 14 этого закона к вопросам городских и сельских поселений относится, среди прочих, организация библиотечного обслуживания населения. К полномочиям муниципальных районов относится организация библиотечного обслуживания поселений, причем законом эта функция сведена лишь к обеспечению услугами библиотечного коллектора (п.19 ст.15). В соответствии с п. 16 ст. 16 к вопросам городского округа относится организация библиотечного обслуживания населения.

Таким образом, муниципальные библиотеки сохраняются лишь на уровне поселений и городских округов. Районных библиотек законом не предусмотрено. Но это не означает, что на районном уровне не может быть организовано библиотечное дело, а те ЦБС, которые сегодня существуют необходимо распустить. Если толковать закон не буквально, учитывая, что функция организации библиотечного коллектора на районном уровне прописана в скобках, то правильно будет предположить, что в полномочия районных местных властей входит организация межбиблиотечного взаимодействия на своей территории. То есть остановимся на том, что удовлетворение общих интересов библиотек района (не только по организации книгоснабжения) – это функция органов местного самоуправления района. В этой ситуации главной задачей местных органов власти районного уровня является разработка согласованной концепции централизованной библиотечной системы района, к созданию которой с самого начала должны быть приобщены все заинтересованные участники на местах (в поселениях).

Для того чтобы определить объем и направление работы, необходимо представлять, что в библиотечной системе одна или несколько библиотек выполняют функции Центральной библиотеки в данной ЦБС. К основным функциям Центральной библиотеки относятся:

• Координация совместного использования ресурсов муниципальных библиотек:
- обслуживание межбиблиотечного абонемента;
- создание и ведение сводного каталога;
- создание автоматизированных баз данных;
- другие формы взаимодействия.
• Формирование и предоставление пользователям наиболее полного, универсального собрания документов.
• Оказание методической помощи.
• Исполнение функции обычной библиотеки: обслуживание населения.

С вступлением Федерального закона в действие, все районные библиотеки должны быть переданы на поселенческий уровень. Но функции библиотечного обслуживания поселений и средства на эти цели останутся. Что это значит? Приведем возможные действия района по организации межбиблиотечного взаимодействия:

1) Передача полномочий (функций Центральной библиотеки) одной (или нескольким) библиотеке с выделением соответствующих субвенций.
2) Перечисление какой-либо библиотеке средств по гражданско-правовому договору (на основании муниципального заказа).
3) Создание нового учреждения для содержания обменного фонда, обобщения информации о фондах поселенческих библиотек, осуществления им методической помощи и координации их деятельности.
4) Введение в штатное расписание должности чиновника с вышеперечисленными функциями, за исключением книгохранения.