Подписка на рассылку
E-mail:

ФИО:

Организация:



* Все поля обязательны
для заполнения






Rambler's Top100
Rambler's Top100


М.В. Калужский. Культурная журналистика: современные тенденции.

В сентябре 2003 года две крупнейшие британские газеты, «The Times» и «The Independent», пошли на невиданный прежде эксперимент: они стали выходить одновременно в традиционном и таблоидном форматах. Смена формата была способом удержать читателя, и результаты этого революционного эксперимента не замедлили отразиться на тиражах. По данным британского бюро тиражного аудита «Audit Bureau of Circulations», общие продажи «The Independent» составили в феврале 2004 года 256 378 экземпляров, что на 15,2% больше, чем в феврале предыдущего года. Подобные инновации, по-видимому, в ближайшее время станут мэйнстримом газетного бизнеса. Люди меньше читают газеты, и на это есть несколько причин: электронные СМИ становятся не только главным источником информации, но и главным рекламным носителем; кроме того, происходит изменение структуры и пристрастий читающей аудитории. Сегодняшний читатель спешит, читатель специализирован, читатель активно пользуется интернетом, и читателю трудно сконцентрироваться. Ещё несколько лет назад, по данным Института Пойнтера, на чтение одной газетный полосы у среднестатистического американского читателя уходило 25 секунд, к 2003 году это время сократилось до 10 секунд. Если говорить о процентном соотношении читаемого газетного контента, то цифры будут таковы: читаются 95% коротких новостей, 98% иллюстраций, 64% подписей к иллюстрациям, 19% текста.

Эта происходит во всём мире, и признаки этой тенденции актуальны и для России. По данным «Gallup Media», суммарная аудитория 7 крупнейших ежедневных газет в 1999 году составляла 4795,4 тыс. человек, или 8,9% от всей читающей аудитории. В 2002 году этот показатель снизился до 3517,4 тыс. человек, или 6,6%. Хотя количество печатных изданий в нашей стране по-прежнему чрезвычайно велико, аудитория общественно-политических газет сокращается, при этом стремительно растёт аудитория таблоидов, телевизионных гидов, женских и модных журналов, мужских журналов. Незначительно растёт аудитория деловых журналов. При этом нужно иметь в виду, что российская ситуация не вполне показательна для общемировой тенденции потому, что у нас большое количество общественно-политических газет в той или иной форме поддерживается государством или крупными непрофильными капиталами. С другой стороны, в течение последнего года государство неоднократно декларировало, что намерено постепенно уйти с рынка СМИ, и некоторые действия в этом направлении уже предпринимаются, так что опыт западных газет становится всё более актуальным для России.

Естественно, что, стремясь сохранить аудиторию, газеты следят за вкусами читателей и стараются соответствовать этим вкусам. Именно на сохранение и увеличение числа и качества читателей направлены практически все газетные инновации. Когда мы говорим о «качестве», то имеем в виду, что для американского рекламодателя важен не только тираж, но и адресность. Поэтому для американских газетных менеджеров принципиально соотношение содержания, тиража и рекламы: каждый из этих элементов газеты служит росту других и развитию газеты в целом.

Итак, в силу всего сказанного, пристрастия и, соответственно, ожидания аудитории чрезвычайно важны. В ходе опроса главных редакторов газет, который проводила Американская газетная ассоциация в середине 2001 года, редакторы отвечали, в том числе, на вопрос, какие статьи больше всего интересны читателям. По мнению опрошенных редакторов, у 71% читателей сильный интерес вызывают статьи про «развлечения», и лишь у 29% – статьи про «искусство». Эти цифры показательны и важны. Специализированные издания, сохранившие свою постоянную аудиторию, например, «New York Times Review of Books», не в такой степени подвержены изменениям. Меняются общественно-политические газеты, и две крупнейшие британские газеты тому пример. Это ярчайшая иллюстрация общемировой тенденции перехода от традиционной «quality newspaper» к тому, что называется «quabloid» – использование средств таблоидной печати в практике традиционных общественно-политических газет. Однако нужно оговориться, что использование техник таблоидов не означает только смену формата и новый дизайн: это касается и контента, и способов продвижения издания на рынке. Более того, иностранные специалисты по медиа предостерегают от использования термин «таблоид» в применении к малоформатным версиям качественных газет, рекомендуя использовать термин «компактные издания».

Что важно для современного читателя? К сожалению, в России очень мало общедоступных исследований аудитории и аудиторных ожиданий. Мы воспользуемся данными Readership.org – это совместный исследовательский проект Центра Медиа-менеджмента Северо-Западного Университета (Иллинойс), Газетной ассоциации Америки и Американского общества газетных редакторов.

В результате исследования 2001 года «Содержание газет. Что удовлетворяет читателей» (37 тыс. опрошенных на 100 газетных рынках, использовалось 47 тыс. газетных статей) были выделены наиболее привлекательные для читателей содержательные сферы. Они перечислены в порядке приоритетности:

- содержание, лёгкое для чтения;
- жизнь местного сообщества;
- здоровье, домашнее хозяйство, кулинария, мода, путешествия;
- политика и международные новости;
- происшествия и природные катастрофы;
- кино, телевидение, погода;
- бизнес, экономика, личные финансы;
- наука, технологии, экология;
- происшествия, преступления, правовые проблемы;
- спорт;
- образование;
- проблемы взаимоотношений родителей и детей, религия;
- искусство;
- автомобили;
- поп-музыка;
- работа и карьера.

Категория «содержание, лёгкое для чтения» характеризуется не только собственно содержанием (в первую очередь, информация о здоровье, домашнем хозяйстве, кулинарии, ресторанах, моде и путешествиях), но и жанровой спецификой (большое количество служебной и полезной информации, жанр очерка, а не новостной статьи).

Кроме того, исследователями Readership.org были идентифицированы 5 принципов, которые удовлетворяют запросам читателя:
- информативность;
- релевантность подачи теме;
- читаемость;
- привлекательность (и тема, и подача);
- значимость.

Какое место в контексте всего сказанного занимает культурная журналистика? Нужно отметить, что в отношении информации о культуре проект Readership.org показал, что к характеристикам, удовлетворяющим читателя, относятся:
- большое количество информации;
- короткие статьи;
- листинги (служебная информация, списки, анонсы), связанные с развлечениями. В то же время, читатели, внимательно читающие газеты, заинтересованы, прежде всего, в комментариях и критике.

Говоря о культурной журналистике, я буду ссылаться исключительно на американский опыт – вовсе не потому, что европейский хуже, а по той простой причине, что лишь американские индустриальные и академические организации в последние время проводили масштабные исследования по этой теме, и их результаты находятся в открытом доступе. Аналогичные европейские исследования, по крайней мере, англоязычные, мне неизвестны. Во-вторых, дискуссия по поводу места и роли культурной журналистики в качественной неспециализированной прессе ведётся очень активно в профессиональном медиа-сообществе в США. В-третьих, культурная журналистика в Америке сосредоточена в основном в печатных изданиях. Хотя про ситуацию с телевидением можно сказать несколько слов:

1. Общегодовое время, потраченное тремя главными сетями (CNN, CNBS, FoxNews), на освещение культуры, упало с 521 минут в начале 90-х до 319 минут в 2001 году, что составляет 3% от общего эфирного времени.
2. Освещение собственно искусства сокращается за счёт освещения телевидения, радио, интернета и кино.
3. 9 категорий «высокого» искусства составляют 25% от общего процента освещения культуры. Поп-музыка, кино и телевидение – каждое занимает больше времени, чем все «высокие искусства» вместе взятые.

Наконец, для нас очень важна история американской культурной журналистики. В американских газетах большие разделы, посвящённые культуре и искусству, появились преимущественно в конце 60-х. Именно тогда, в результате социальных перемен американского общества на фоне экономического роста, огромное число женщин, недавних домохозяек, пошло работать. У семей стало меньше свободного времени, и каждый вечерний час или выходной день стал особенно ценен. Естественно, это повлекло спрос на информацию о том, как можно провести свободное время.

Каковы качество и количество информации о культуре и искусстве в американских газетах сегодня? Задавшись целью ответить на этот вопрос, в 2002 году Национальная программа по журналистике в области искусства (Колумбийский университет) опубликовала результаты исследования «Reporting the Arts». Это исследование, начавшееся в октябре 1998 года, охватило 15 газет из 10 штатов и 3 общенациональных ежедневных издания: «USA Today», «Wall Street Journal», «New York Times» (последнее формально является нью-йоркской газетой). В ходе исследования было проанализировано 10 589 статей – всё, что касалось культуры и искусства, причём не только на страницах соответствующих отделов. Здесь нужно оговориться, что объём понятия «культурная журналистика» у американских исследователей отличается от привычного российского. Список тем исследования «Reporting the Arts» включал телевидение, индустрию развлечений, кино, музыку, театр, оперу, танец, другие исполнительские искусства, книги, живопись, скульптуру, фотографии, видеоарт (включая видеоигры), другие визуальные искусства, архитектуру, «высокую» моду, дизайн интерьеров, декоративно-прикладное искусство, развлекательные программы на радио, музеи и культурную политику.

Вот какие главные выводы были сделаны в результате исследования «Reporting the Arts».

Количественные

1. Средний объём информации о культуре и искусстве в газетах-участниках исследования составляет 16%, из них 7% – в обычных номерах, и примерно 9% – в воскресных выпусках и приложениях. При этом другая информация распределяется следующим образом:

Новости – 32%
Экономика, бизнес – 9%
Спорт – 11%
Реклама – 17%
Другая информация и очерки – 15%

2. Освещение культуры по направлениям:

ТВ – 28%
Кино – 19%
Музыка – 13%
Книги – 10%
Театр – 9%
Изобразительное искусство – 5%
Декоративное искусство и дизайн – 4%
Всё остальное – 11%

3. Использование штатных журналистов (количество статей, не включая листинги)

Среднее количество статей – 529
В том числе написанных штатными сотрудниками – 274
Внештатниками – 41
Синдицированная информация – 127
Без подписи – 88
В среднем штатными журналистами написан 61% статей во всех газетах, в отделах культуры – 62%

4. Количество рецензий

Среднее – 166
В том числе написанные штатными сотрудниками – 109
Внештатниками – 21
Синдицированные – 24
Без подписи – 11
Процент рецензий – 35% в целом
(в отделах культуры – 34%, в воскресных выпусках и специализированных приложениях – 51%,
также рецензии публикуются и в других разделах)

Не полагаясь только на статистические результаты, исследователи подробно описывают и конкретные случаи, что необходимо, так как газеты очень разные, и во многом это зависит от города, где они выходят. Например, в «San Francisco Chronicle» объём информации о культуре в два раза превышает информацию о бизнесе и спорте вместе взятых, что, конечно, является исключением из правил. В «Miami Herald» книжные рецензии и обзоры вынесены за пределы «культурных страниц» и публикуются в виде отдельного раздела в приложении «Обзор прошедшей недели».

Качественные

В первую очередь, исследователи Национальной программы по журналистике в области искусства отмечают рост листингов (в некоторых газетах они занимают до 49% всей информации культурной тематики). На содержание газеты значительное влияние оказывают рынок, на котором она выходит, и социокультурная среда: чем больше город, тем больше газета уделяет внимания культуре, и не в виде листингов, а статей. Здесь лидер, безусловно «New York Times»: объём материалов о культуре в этой газете почти в 2,5 раза превышает аналогичный объём в 15 газетах, вместе взятых. Поскольку Нью-Йорк является столицей трёх культурных индустрий: книгоиздания, театра и изобразительного искусства, то и соотношение освещаемых тем соответственное: листинги занимают 27% от общей информации, телевидение – 5%, книги – 24%, 19% – кино, 18% – театр и танец.

Но это всё цифры. Исследователи пытались понять, какую именно культуру или культурную ситуацию освещают газеты – элитарную или массовую, коммерческую или некоммерческую, вершинные достижения или мэйнстрим. И один из главных ответов заключается в том, что традиционная дихотомия «массовое vs элитарное» больше не работает. В своей повседневной практике газеты освещают и то, и другое. Зачастую это происходит совершенно естественным образом потому, что журналисты ищут новые темы, а новые культурные практики, направленные на смешение «высокого» и «низкого» являются благодатной почвой для новых тем. В качестве примеров для этой тенденции исследователи приводят открытие галерей современного искусства в казино Лас-Вегаса и участие Элтона Джона в постановке «Аиды». Ещё одной причиной отказа от привычной оппозиции стало то, что газеты профессионально не вполне готовы освещать как предельно элитарные, так и предельно массовые культурные феномены, потому что авторов, готовых писать на эти темы профессионально, мало. Наконец, освещение той или иной темы зависит от силы новостного повода: исследователи приводят множество примеров, когда выставки классического и современного искусства получали интенсивное освещение только потому, что были грамотно поданы.

Сегодня, по мнению авторов исследования «Reporting the Arts», вместо противопоставления «высокого» и «низкого» на сцену вышли новые критерии:
- журналистское (написание статей) – канцелярское (листинги);
- ежедневное – еженедельное;
- местное – общенациональное;
- общедоступное – малодоступное.

Исследование специалистов Колумбийского университета стало поводом для интенсивной дискуссии в среде американских журналистов и редакторов. Один из главных ее элементов – обсуждение способов сделать культурную журналистику интереснее и привлекательнее без потери качества. Если подытожить результаты этой дискуссии (естественно, не законченной), то можно сформулировать четыре главных рекомендации американских газетчиков своим коллегам:
- меньше рецензий;
- меньше элитарности;
- больше сюжетности;
- большее использование инструментария журналистов, пишущих о других сферах (наиболее радикальное предложение было высказано редактором специальных приложений «San Diego Union Tribune» Крисом Лэвином, который опубликовал на сайте Института Пойнтера статью «Почему искусства можно освещать как спорт». Впрочем, сходную идею ещё в 20-е годы высказывал Хосе Ортега-и-Гассет).

Словом, как сказал один из участников ежегодного съезда Американской Ассоциации редакторов воскресных выпусков и постоянных разделов: «Наш шкаф нужно чаще проветривать». Но я бы хотел закончить это сообщение другой цитатой, отрывком из выступления на этом съезде критика «San Francisco Chronicle» Стивена Уинна:

«Настоящие люди, то есть наши читатели, обладают совсем другим художественным опытом. Они ходят в кино, читают книги, ходят на работу, на пляж и в театр, спорят о политике, слушают радио, смотрят телевизор, влюбляются, любят или не переносят балет. Я хочу написать об этом. О том, как искусство и мир, в котором мы живём, переплетены сложным, замысловатым образом. Я хочу написать об этом и критически, и аналитически, но без обязательств рецензировать и ранжировать».

М. В. Калужский,
программный директор,
Программа поддержки независимых печатных СМИ