Подписка на рассылку
E-mail:

ФИО:

Организация:



* Все поля обязательны
для заполнения






Rambler's Top100
Rambler's Top100


Е. В. Зеленцова. Первопроходцы: Творческие индустрии приходят в Россию.

Новые территории

В последнее десятилетие в мировой теории и практике сложилась принципиально новая концепция общественного развития, основанная на понимании творчества как ведущего фактора развития постиндустриальной экономики.

Творческие индустрии формируют сектор экономики, который специализируется на производстве и распространении знаний и информации. К их числу относятся как новые высокотехнологичные отрасли, так и традиционные отрасли культуры.

На этом определении основана методика развития творческих индустрий, ставшая с 1998 года приоритетом государственной политики в Великобритании и широко распространяемая в других странах мира. При этом в число культурных индустрий включают широкий спектр областей, имеющих творческую природу: от традиционных искусств, ремесел, музыки и театра до дизайна, моды, создания видео-, аудио- и мультимедиа-продукции.

Развитие творческих отраслей экономики актуально и для России. Это эффективное антикризисное средство. Кроме того, они открывают новые возможности экономического роста и повышают конкурентоспособность страны. В отличие от традиционных сырьевых и производственных отраслей, успешное развитие которых характерно, скорее, для стран «третьего мира», творческие индустрии могут способствовать интеграции России в мировую экономику в роли современной постиндустриальной державы.

В то же время, будучи инновационным направлением для России, продвижение творческих индустрий сопряжено с рядом проблем и дефицитов. Не хватает, прежде всего:

- понимания значимости творческих индустрий для развития культуры и экономики страны;
- теоретической базы – тема творческих индустрий никогда ранее не звучала и не освещалась в работах по современной культуре и менеджменту;
- законодательной базы, правовых, финансовых и налоговых механизмов поддержки и развития творческих индустрий;
- профессионалов-практиков в сфере творческих индустрий (заметим, что многие предприятия, которые успешно работают в России, относятся именно к этой сфере, но менеджеры и владельцы не осознают специфику их работы, их возможную роль и место в развитии экономики);
- экспертов-консультантов по вопросам как собственно культуры, так и налогообложения, права, финансов и менеджмента такого рода предприятий.

Инициаторам программ развития творческих индустрий приходится развивать все линии одновременно – проводить исследования, разъяснять суть явления, заниматься профессиональной подготовкой кадров, формировать корпус отечественных экспертов, прорабатывать законодательную и налоговую базу.

Это гигантская работа, требующая длительных коллективных усилий. Однако впечатляющие результаты были достигнуты «пионерами» творческих индустрий в России уже за два года.

Первопроходцы

До сих пор в России существовали два центра развития творческих индустрий – в Санкт-Петербурге, где был создан Центр развития творческих индустрий , и в Москве, где усилиями Института культурной политики и Совета Европы развивался проект, направленный на внедрение технологий творческих индустрий в регионах. Изначально петербургская и московская программы шли несколько разными путями, но движение этих двух линий развития творческих индустрий в России неизбежно должно было завершиться встречей и взаимодействием.

Программа московского Института культурной политики стартовала в 2003 году в рамках соглашения с Министерством культуры РФ и Советом Европы. Развитие творческих индустрий осуществлялось в «пилотных» регионах. Такой акцент был обусловлен тем, что мировая политика поддержки творческих индустрий обычно реализуется на региональном или местном уровне. В то же время, на российском опыте стало очевидно, что без федеральной поддержки творческие индустрии, как инновационный сектор в культуре и экономике, могут надолго остаться маргинальными.

Программа Института культурной политики (как и программа Центра в Санкт-Петербурге) осуществлялась в тесном сотрудничестве с международными организациями, в контакте с европейскими экспертами, в первую очередь, британскими агентствами «EUCLID» и «Comedia», чей опыт стал стартовой площадкой для начала работы. Однако перенос этого опыта на российскую почву был сопряжен с целым рядом сложностей.

Важной частью внедрения творческих индустрий является налаживание связей между различными группами интересов, прежде всего между «творчеством» и «бизнесом». И здесь камнем преткновения стало специфическое понимание «творчества», которое, как и «высокое искусство», ассоциируется в российском сознании с некоммерческой деятельностью, осуществляемой либо на энтузиазме, либо (в лучшем случае) при помощи меценатов или спонсоров. Бизнес, напротив, ассоциируется с трезвым расчетом и по определению считается делом не творческим, а скорее, техническим, предполагающим совершенно противоположный склад ума у людей, которые им занимаются. Сочетание «творческие индустрии», таким образом, воспринимается как оксюморон, соединение несоединимого (вроде «горячего льда» или «сухой воды»). Именно такой отчаянной попыткой впрячь в одну упряжку «коня и трепетную лань» поначалу выглядели усилия организаторов программ развития творческих индустрий в России.

Освоение территорий

Первые семинары «Выявление культурных ресурсов территории» (июль 2003 года, Петрозаводск), «Творческие индустрии. От ресурсов к политике» (ноябрь 2003 года, Архангельск) были посвящены «картированию» территорий, то есть инвентаризации уже существующих творческих индустрий, а также выявлению возможностей создания такого рода предприятий. При этом предполагалось, что уже существующие в некоторых регионах инновационные центры (например, Центр культурных инициатив Республики Карелия) могут стать в будущем территориальными агентствами по развитию творческих индустрий, осуществляя функции обучения, бизнес- и маркетинг-консалтинга для предпринимателей в сфере культуры. Ставка была сделана во многом на государственные организации – музеи, театры, филармонии, которые предполагалось «подпитать» творческой энергией независимых профессионалов – свободных художников, музыкантов, мастеров народных промыслов.

Также большое внимание на семинарах уделялось сотрудничеству с властями. Были заложены основы для партнерства и поддержки программы в ряде регионов (прежде всего в Архангельске) со стороны региональных и муниципальных властей. Этим объяснялся и «культурно-политический» поворот темы второго семинара «Творческие индустрии. От ресурсов к политике».

В результате были получены исследования по картированию территорий, которые анализировались экспертами и затем дорабатывались участниками в течение полугода. Исследования были посвящены театральному и музыкальному секторам в Петрозаводске (Республика Карелия), архангельским творческим индустриям; также интересные материалы были получены из Тольятти и Сургута.

Следующим шагом развития программы стало проектирование. Была поставлена задача создать несколько пилотных площадок творческих индустрий в регионах-участниках. Конкретные проекты должны были катализировать предпринимательскую активность в культурной среде своих городов, чтобы их можно было использовать в дальнейшем как модели для развития предприятий соответствующего профиля. При этом Институт культурной политики выступил в роли агентства по развитию творческих индустрий, взяв на себя обязательства по консультированию и частичному финансированию будущих предприятий.

Третий семинар «Творческие индустрии – ресурс развития города» состоялся в июле 2004 года в Архангельске. Он предполагал разработку пилотных проектов развития творческих индустрий в ряде секторов с последующей презентацией результатов проектирования местным властям и городской общественности. На этом этапе к программе активно подключился Санкт-Петербургский Центр развития творческих индустрий, представители которого вошли в команду тренеров на семинаре.

По результатам анализа проведенных исследований на семинаре были рассмотрены следующие секторы творческих индустрий: клубная индустрия, художественные ремесла, городские фестивали . Также были представлены две столицы: Москва и Санкт-Петербург, которые рассматривались как источник образцовой практики (петербургский джазовый фестиваль, московские клубы и т. д.) и как потенциальный рынок сбыта продукции региональных культурных индустрий.

Семинар разработал семь проектов, четыре из которых были представлены на круглом столе общественности и властям Архангельской области. Были подготовлены четыре презентации: «Компания «СеВЕРНЫЙ текСТИЛЬ» (Архангельск), «Музей» семьи Шевелевых (Каргополь, Архангельская обл.), Фестиваль-ForУМ Козьмы Пруткова (Сольвычегодск, Архангельская обл.), Клуб «МинКульт-2» (Петрозаводск, Карелия), Джазовый фестиваль (Архангельск), Фестиваль в Ижевске в рамках «Культурной столицы Поволжья» (Поволжье), Университетский Клуб (Тольятти, Поволжье).

После проведения семинара и круглого стола Институт культурной политики объявил конкурс проектов создания предприятий творческих индустрий. Предполагалось, что участники программы представят бизнес-планы создания таких предприятий и три лучших проекта получат финансовую поддержку.

Содержательно проекты пилотных площадок отрабатывались на семинаре в Архангельске, однако бизнес-планы предприятий все еще нуждались в консультационной помощи специалистов по финансам, налогообложению и праву. Тогда было решено провести экспертно-консультационный семинар для руководителей и главных бухгалтеров будущих предприятий, на котором предполагалось рассмотреть вопросы организационно-правового и финансово-экономического обеспечения предприятий творческих индустрий.

На семинар были приглашены все участники конкурса, представившие бизнес-планы. В экспертный совет вошли представители аудиторской компании, юристы и экономисты. Экспертный совет рассмотрел следующие проекты:

- Медиа Арт Клуб «Минкульт» (Петрозаводск);
- Университетский клуб «КАФЕДРА-КЛУБ» (Тольятти);
- Фонд Козьмы Пруткова (Котлас, Архангельская обл.);
- Центр «Северный текстиль» (Архангельск);
- 9-й ежегодный ижевский джазовый фестиваль (Ижевск);
- Художественно-ремесленное производство семьи Булыгиных (Хотьково, Московская обл.).

Проведение семинара показало, что бизнес-планирование в области культурного предпринимательства – новое и сложное дело, причем не только для участников, но и для экспертов программы. Проблемы были связаны, прежде всего, с отсутствием механизмов функционирования такого рода предприятий в существующем финансовом и правовом поле:
- дефицит инвесторов вынуждал участников обращаться к ресурсам государства и муниципалитетов, что создавало сложности в использовании этих средств на коммерческие цели;
- отсутствие в российском законодательстве механизмов поддержки творческих индустрий затрудняло выбор организационно-правовой формы будущих предприятий;
- сочетание коммерческой и некоммерческой составляющих в деятельности будущих предприятий создавало проблемы ведения бухгалтерского учета, вызывало большое количество вопросов по налогообложению.

Большой проблемой для создания предприятий стало отсутствие необходимых знаний и навыков у авторов проектов, а также дефицит квалифицированных бухгалтеров и финансовых специалистов в штате предприятий. Многие авторы проектов не имели даже общего представления о том, как функционирует организация с точки зрения налогообложения, бухучета, права и как могут рационально распределяться финансовые потоки.

Но главное, как показали конкурс и семинар, работники культуры, сотрудники государственных и муниципальных учреждений культуры оказались не готовы вести самостоятельную предпринимательскую деятельность. Обращение к предпринимательству, как к сфере, предполагающей отсутствие патернализма, где приходится действовать самостоятельно, на свой страх и риск, стало для участников сложным психологическим выбором и ответственным шагом.

Уже почти десять лет тому назад работникам культуры – сотрудникам бюджетных учреждений – пришлось делать такой же болезненный выбор, заставляя себя отказаться от бесконечного ожидания государственной помощи. Переход от пассивного ожидания к активному поиску средств – обращениям к спонсорам, написанию заявок в благотворительные фонды – был важной ступенью модернизации бюджетных учреждений. Сама мысль, что работник культуры и искусства должен обращаться к таким низким материям, как составление бюджета, казалась многим кощунственной. Это выглядело как отказ от привычных ценностей, где культура включает только идеи и творчество. Сегодня взгляды на эти вещи в основном изменились. Уже очень многие профессионалы в сфере культуры владеют навыками фандрейзинга, и подача проекта на конкурс или переговоры с бизнесменами стали понятным и почти обыденным делом.

Участие в программе «Творческие индустрии» первоначально казалось просто обучением новым технологиям, не более экстравагантным, чем связи с общественностью или фандрейзинг. Но энтузиазм по отношению к технологиям творческих индустрий вскоре сменился осознанием того, что создание собственного предприятия – это серьезный жизненный шаг. Недостаточно составить бюджет, уточнить стоимость оборудования и продумать, как будут осуществляться общественные связи. Нужно создать новую структуру, способную находить финансирование, продавать продукт, получать прибыль, платить налоги, арендовать помещение. Все эти «темные» для работника культуры материи нужно понимать, потому что ответственность за работу предприятия несет не государство, не централизованная бухгалтерия, не муниципальные власти, а сам человек – автор идеи и владелец предприятия. И все риски – как и все возможные выгоды – это его собственная проблема. А это совершенно новая модель мира, построенного на новых принципах и отношениях.

Результатом конкурса и семинара стало то, что все-таки нашлись люди, которые решились на этот шаг. Они не только вложили собственные средства в подготовку бизнес-планов, но и приняли решение – создать предприятие, основанное на новых идеях, творческом потенциале и том солидном багаже гуманитарных знаний, который должен стать основой финансовой стабильности.

По результатам конкурса Институт культурной политики поддержал три проекта:

1) создание инновационного социокультурного объекта городской среды – медиа-арт-клуба «МИНКУЛЬТ», включающего, среди прочего, фирменное кафе, магазин-читальню гуманитарной литературы, видеотеку;
2) создание и развитие комплекса образовательных и культурно-досуговых услуг в рамках сети Детских креативных центров «Дом оранжевой кенгуру»;
3) организация центра Северного текстиля, в том числе: создание центра развития традиций работы с текстилем на территории Архангельской области и северного региона, удовлетворение потребностей населения в текстиле и текстильной продукции, создание центра специализированного костюма и текстиля.

Помимо поддержки проектов, конкурс дал ряд общих рекомендаций экспертов, которые составили одну из возможных моделей функционирования предприятия творческих индустрий в существующем финансово-правовом поле.

Поддержка пилотных площадок стала важным этапом продвижения, адаптации и распространения технологий творческих индустрий в России. Создание действующих моделей предприятий творческих индустрий – убедительный аргумент для властей, общественности и профессионалов в дискуссии о жизнеспособности творческих индустрий на российской почве.

Задачи и ориентиры

Актуальная задача, стоящая перед «пионерами» российских творческих индустрий сегодня, – консолидация усилий пока еще немногочисленного круга организаций и творческих профессионалов для продвижения идеи творческих индустрий, выявления и распространения передового опыта, стимулирования контактов между секторами, развития международных и межрегиональных связей организаций, относящихся к творческим отраслям.

С этой целью в феврале 2004 г. по инициативе Санкт-Петербургского Центра развития творческих индустрий и при активном участии Института культурной политики был создан Координационный совет по развитию культурных индустрий в России.

Объединив представителей российских организаций и представителей международных организаций-партнеров, Координационный совет проводит согласование усилий существующих программ, совместное планирование деятельности, а также лоббирование интересов сферы культурных индустрий на всех уровнях.

Творческие индустрии в России – своего рода «испытательный полигон», где приходится отрабатывать все – от терминологии и научной базы до привязки зарубежного опыта к российским экономическим реалиям и налоговому кодексу. Это, конечно, сложная и масштабная задача, но чем шире просторы, тем интереснее идти первопроходцам.

В 2005 году программа «Творческие индустрии» Института культурной политики будет развиваться по следующим направлениям:
- Разработка российской модели «творческого кластера». Небольшие специализированные независимые производители часто располагаются вблизи друг от друга и образуют «кластеры». В зарубежной практике такие объединения-«кластеры» часто обосновываются на территории заброшенных фабрик или заводов, обновляя и давая новую жизнь «отработанным» индустриальным пространствам. Такое объединение предприятий творческих индустрий способствует экономическому росту, улучшает имидж территории, помогает решать проблемы трудоустройства;
- Развитие и поддержка территориальных агентств по развитию творческих индустрий. В своей деятельности такие агентства должны опираться на независимых профессионалов, образующих творческую среду города, некоммерческие негосударственные организации, а также на малый и средний бизнес. Их задача – содействовать развитию предпринимательства в гуманитарной и творческой сфере. Основные направления работы – информационная деятельность, образовательные программы и консультирование, развитие профессиональных сетей и межсетевого взаимодействия внутри сектора творческих индустрий, а также развитие партнерства и делового сотрудничества представителей сектора творческих индустрий с другими субъектами современного социокультурного и экономического пространства;
- Включение в программу других секторов творческих индустрий (мультимедиа, музыкальное продюсирование, звукозаписывающие компании). Проведение семинаров для представителей этой сферы в регионах, проведение мини-грантового конкурса по поддержке предприятий творческих индустрий в этих областях;
- Проведение семинаров по бизнес-планированию в сфере культуры. Необходимо включение независимых профессионалов и работников культуры в самостоятельную предпринимательскую деятельность. Опыт проведения первого семинара в этой области показал востребованность и актуальность этого материала;
- Анализ законодательной и юридической базы, формирование моделей функционирования предприятий творческих индустрий в России на основе международного и российского опыта в этой области. Проведение конференции для специалистов.
- Публикация как зарубежных, так и российских исследований по развитию творческих индустрий. Развитие информационно-аналитического агентства «Культура плюс» как виртуальной площадки для обсуждения и презентации лучших практик.

Елена Зеленцова
Директор программ
Институт культурной политики