Подписка на рассылку
E-mail:

ФИО:

Организация:



* Все поля обязательны
для заполнения






Rambler's Top100
Rambler's Top100


Д. Э. Мильков. Творческие индустрии, или Культура в стиле funk

В начале 2003 года российско-британским партнерством при поддержке программы Европейского союза Тасис была начата работа по созданию в Санкт-Петербурге специализированной организации, осуществляющей комплексную деятельность по поддержке и развитию предпринимательства в гуманитарной и творческой сфере. В рамках программы были проведены исследования, уточняющие конкретные потребности организаций и компаний, работающих на стыке бизнеса и культуры, а также наиболее предпочтительные, с точки зрения опрашиваемых в ходе исследования групп, направления деятельности создаваемого «Центра развития творческих индустрий». В ходе взаимных рабочих визитов участников программы в Санкт-Петербург и Манчестер представители Санкт-Петербурга смогли лучше понять европейские модели поддержки и развития сектора, а представители британской стороны лучше представить себе петербургский и общероссийский контекст. Несмотря на выявленное – как и предполагалось, значительное – различие между манчестерским и санкт-петербургским положением дел, взаимный обмен опытом и взаимный анализ ситуаций позволили участникам программы выработать видение возможных путей и механизмов адоптации европейского опыта к российским и в частности петербургским реалиям. Участниками программы был разработан инновационный образовательный модульный курс «Практический курс для предпринимателей в сфере творческих индустрий», рассчитанный на специалистов творческих профессий, начинающих предпринимателей в области творческих индустрий, а также тех, кто раздумывает ими стать. В рамках программы были проведены семинары, конференции, круглые столы, ряд деловых и неформальных встреч, была разработана стратегическая программа действий «Центра развития творческих индустрий», предполагающая проведение регулярных мероприятий, направленных на консолидацию сектора и развитие сетевого сотрудничества. Безусловным успехом программы стало ее расширение на Северо-Западный регион России. Проведенные в российских регионах семинары и круглые столы заложили фундамент формирования регионального блока программы.

В течение почти двух лет программной деятельности ее участники столкнулись со многими трудностями и проблемами. Дорога к поставленной цели оказалась более длинной и трудной, чем представлялась в начале пути. Далеко не все из задуманного удалось. Между тем, создаваемый в рамках программы «Центр развития творческих индустрий» стал реальностью. Программу стратегического развития Центра поддержали представители петербургской культуры и петербургского бизнеса, представители органов власти города, многие неформальные лидеры профессиональных групп, существующих внутри сектора творческих индустрий Санкт-Петербурга. В начале 2004 года Некоммерческое партнерство «Центр развития творческих индустрий» было зарегистрировано как самостоятельное юридическое лицо. Для наиболее эффективного развития Центра при нем был создан Координационный совет, в состав которого вошли многие наиболее авторитетные представители творческих индустрий города.

В значительной степени благодаря реализуемой под эгидой Тасис программе многие представители петербургских творческих индустрий в последние годы по-новому взглянули на свой бизнес и окружающий контекст (петербургский, российский, международный). Внутри сектора началось формирование ядра, способствующего его будущей консолидации. Само понятие «творческие индустрии» постепенно стало приживаться на петербургской почве. Нельзя не отметить, что помимо петербургского Центра развития творческих индустрий за последние годы в России появились и иные организации, также ведущие активную деятельность в области изучения и развития предпринимательства в области культуры и искусства (в частности, Институт культурной политики).

Вместе с тем, до сих пор само понятие «творческие индустрии», феномен предпринимательства в области культуры и искусства, а главным образом характер взаимоотношений между бизнесом, культурой и находящимися на их стыке организациями и компаниями нередко вызывает дискуссии. Цель следующих далее размышлений – познакомить читателей серии «Культурные стратегии: Экспертный клуб» с теми настроениями и раздумьями, которые послужили интеллектуальным фоном для создания петербургского «Центра развития творческих индустрий», а также предложить читателям серии поучаствовать в возможной дискуссии по тем вопросам, которые обсуждаются в Петербурге.

* * *

Если вы до сих пор смотрите на деятельность в сфере культуры и на деятельность в сфере бизнеса как на две игры с принципиально различными правилами и принципиально разными игроками, то у вас остается все меньше шансов попасть в Высшую лигу – как в бизнесе, так и в культуре. Культура и бизнес меняются на наших глазах. Если вы хотите преуспеть в «бизнесе», прочтите дневники Сальвадора Дали. Если вы хотите преуспеть в «культуре», прочтите автобиографию Ричарда Бренсона. «Изменитесь – или умрете!»

«Центр развития творческих индустрий» рассматривает свою деятельность в контексте глобальных изменений, происходящих в культуре и бизнесе, а также в их взаимоотношениях друг с другом, когда бизнес становится все более гуманитарным, когда усвоение бизнес-технологий является необходимым условием эффективной работы культурных институтов, когда предпринимательские инициативы формируют существенную часть современного культурного пространства, когда все более бес-смысленная в своей беспощадности конкуренция, с одной стороны, и общество тотального потребления, с другой, превращает мир в пространство, где любые «industries» не могут существовать без «creative», а любое «creative» – без «industries». Творческие индустрии воплощают в себе факт разрушения условной стены между культурой и бизнесом. Эта стена уже «не работает». Программы повышения креативности уже стали неотъемлемой частью современного бизнес-образования. Не забывайте просматривать новости – возможно, курсы арт-менеджмента уже уступают место специализированным программам в общей системе MBA. Funky business! Жители двух бывших Германий тоже долгое время ставили свои машины по разные стороны уже разрушенной Берлинской стены.

Духовное пространство современной культуры давно не ограничивается «традицией», тело современной культуры давно не исчерпывается государственными учреждениями. Современную культуру формируют филармонические концерты и модные показы, театральные фестивали и рекламные образы, литературные альманахи и предметы промышленного дизайна, музеи и кинотеатры. Различные составляющие современной культуры питают и дополняют друг друга. Традиционные краеведческий музей, библиотека и музыкальная школа, финансируемые из государственного бюджета, безусловно, украшают или украсят Ваш город, но их вряд ли достаточно. Частные художественные галереи, «атмосферные» музыкальные клубы, уличные фестивали, книжные магазины и интернет-кафе не менее важны для формирования и развития современного культурного пространства. Развитие индустрии моды в Милане изменило само восприятие этого города жителями других стран. Галереи, кафе и сама атмосфера нью-йоркского SoHo привлекает туристов не меньше нью-йоркского Музея современного искусства (негосударственного музея с танцевальными джазовыми вечерами в пространстве уютного и стильного музейного ресторана).

Культурная привлекательность современного города, здоровая жизнедеятельность современной городской культуры как единой системы зависят сегодня от здорового функционирования множества частных предпринимательских инициатив, имеющих самостоятельную культурную ценность, формирующих культурную инфраструктуру, нередко являющихся активной средой для самых разных культурных процессов. Партнерские проекты между учреждениями «традиционной» культуры и творческими индустриями способны приносить более чем привлекательные, а порой и спасительные для «традиционной» культуры плоды. Многие полупустые и с трудом выживающие на государственные средства музеи, театры, библиотеки… не должны ли превратиться в современные культурные центры: и музей, и интернет-клуб, и кафе, и дизайнерский магазин…

Разумное управление процессами развития предпринимательских культурных инициатив способно влиять на развитие целых городских кварталов. Однако, как всякий иной бизнес, предпринимательство в творческой сфере может быть успешным и устойчивым лишь при наличии необходимых деловых знаний и навыков, при наличии верной стратегии и тактики. Однако всякое истинное партнерство возможно лишь при условии, что партнеры хорошо понимают друг друга и говорят друг с другом на одном языке. Так не пора ли перечитать программы «творческих» ВУЗов? Достаточно ли предпринимательских знаний и навыков получают те, от кого завтра во многом будет зависеть эффективность работы культурных институтов, их соответствие запросам изменившегося и меняющегося общества? Если вы думаете о культурном пространстве современного города, если вы желаете и можете стимулировать его развитие, если вы задумываетесь о необходимости городской и государственной культурной политики, способной быть адекватной культурной ситуации и происходящим в культуры процессам, если вы просто хотите лучше понимать характер, структуру, особенности окружающего нас культурного ландшафта, не стоит ли вам уделять больше внимания нуждам и возможностям предпринимателей в сфере культуры?

Современный бизнес отличен от традиционных моделей недавнего прошлого. Технологическая и ценовая конкуренция потеснены вторжением эмоциональных форм воздействия и эстетического компонента (единые маркетинговые коммуникации; имидж, дизайн, стиль как факторы выбора товаров и услуг). Растет роль нематериальных активов (goodwill). Основным активом становится брэнд. По дороге в «общество мечты» растет спрос на товары и услуги, чья ценность и стоимость всецело зависят от их культурного и эстетического содержания, «рынок чувств затмевает рынок вещей». Растет спрос на услуги в сфере гуманитарных технологий. Многие компании предпочитают видеть прагматичных гуманитариев на ключевых постах своего бизнеса. Ведущие мировые производители отображают «действительность» своих товаров сначала в художественных образах, а уже во вторую очередь в технических документациях. Бизнес завоевывает рынки при помощи социологии, психологии, психоанализа. Бизнес становится все более гуманитарным. Занятие бизнесом все более становится профессией творческой.

Хорошо, плохо ли, но сегодня в корпорациях трудится больше ученых, чем в научных институтах. Не пора ли корпорациям подумать о поддержке художественных и артистических учебных учреждений: возможно, стоит сегодня лучше позаботиться о тех, от чьей работы будет зависеть ваша завтрашняя прибыль? Вчера не слишком замысловатые аксессуары «Mercedes» вяло продавались в дополнение к автомобилям за счет того, что ассоциировались у покупателей с мощными моторами и надежными тормозами. Завтра все будет иначе. Спешите вложить свои деньги в новый модный клуб, коллекцию стильной одежды, экстравагантный глянцевый журнал или перспективную рок-группу: завтра вам будет легче продавать свой стиральный порошок, газированную воду или мобильный телефон. Cause-related marketing и строительство брэндов не ограничивается «большим баннером» на поддержанных вашей компанией мероприятиях.

Стоит признать: все больше молодых людей во всем мире думают, в первую очередь, о том, как получить удовольствие и получать его больше, лучше и чаще. Чтобы получать удовольствие большинству приходиться много работать. Но большинство этого большинства уже не согласно рассматривать свою работу как удручающую повинность, неизбежный удел на пути к вечернему отдыху и отпускным развлечениям. Понятие «хобби» (будь то изучение кухни экзотических ресторанов или коллекционирование компакт-дисков) как занятие в «свободное от работы» время для многих перестает быть понятным. Работа, приносящая радость, работа, согласующаяся с внутренним миром, работа, посвященная тому, что я люблю… Они готовы много работать, но только в том случае, когда между работой и любимым делом границы практически не существует. Лозунг «Полюби свою работу» по-прежнему актуален для многих. Однако есть и другой лозунг – «Преврати в свою работу то, что ты любишь» (речь не о сексе).

Предпринимательство в творческой сфере – это рабочие места для тех, кто готов работать 24 часа в сутки, но не готов служить с 8-ми до 17-ти, для тех, кто готов служить обществу, служа своим интересам и увлечениям, для тех, кто верит в свой талант и не готов ограничить его местом на подвесном шкафчике на собственной кухне или в своем шкафу для одежды. Не только культурная политика государства, но также и молодежная политика, политика государства в области занятости должны включать в себя вопросы поддержки и развития сектора творческих индустрий, если государство не намерено оставлять за пределами интересов многих молодых, талантливых, социально активных, свободолюбивых своих граждан.

* * *

Для Санкт-Петербурга развитие предпринимательства в творческой сфере имеет особое значение. Северная Пальмира – один из признанных культурных центров Европы. Основу культурного имиджа города составляет богатейшее культурное наследие – фундамент петербургской культуры. Между тем, звание «культурной столицы» обязывает Санкт-Петербург не только эффективно использовать достояние предков, но также развивать неотъемлемые атрибуты современного культурного мегаполиса. Ландшафт петербургской культуры не может быть столь же однообразен, как его ландшафт географический. Творческие индустрии могут и должны стать важнейшей составляющей городского PR и маркетинга, залогом международной конкурентоспособности города. В противном случае Санкт-Петербургу уготован удел города с «сырьевой культурой».

Развитие сектора творческих индустрий является не только культурной, имиджевой, но и важнейшей экономической задачей Санкт-Петербурга как современного, развивающегося города. Его развитие и позиционирование как одного из мировых культурных центров с эффективной и разнообразной инфраструктурой – важнейшие факторы его экономического роста. Развитие индустрии туризма имеет для Санкт-Петербурга значение неоценимое. Так или иначе, в Санкт-Петербург всегда будут ездить туристы, однако сегодня туристу предоставлен гигантский выбор – от традиционного отдыха на приморском курорте до экстремального на горном склоне, от посещения петербургского Государственного Эрмитажа до проживания в заповедном уголке африканской саванны. Развитие индустрии туризма по аналогу с европейскими центрами немыслимо без развития предпринимательства в сфере культуры.

Туризмом дело не ограничивается. Современный город должен быть привлекателен для любого инвестора, да и для любого жителя, наконец. Современные города конкурируют между собой не только по объемам годовых бюджетов и по количеству памятников культуры. Всякое имя города – тот же брэнд и, подобно брэндам компаний, оно, в первую очередь, апеллирует к чувствам и эмоциям, а уже потом к цифрам и фактам. Без развития современных форм культурной жизни, без развития инновационной экономики культуры, без развития малого и среднего предпринимательства в сфере культуры и искусства эффективное развитие города вряд ли возможно. Тем более превращение в настоящую европейскую культурную столицу, а не только величайший «город-памятник» – совершенно исключено. Развитие компаний и организаций сектора творческих индустрий способно придать новый импульс эффективному развитию петербургской культуры и разнообразить ее палитру, дать новые рабочие места для многих талантливых и активных людей, упрочить репутацию Санкт-Петербурга как современного европейского культурного центра, сделать жизнь города ярче, приветливее, разнообразнее.

Дмитрий Мильков,
президент Некоммерческого партнерства «Центр развития творческих индустрий»,
Санкт-Петербург

www.creative-industries.spb.ru