Подписка на рассылку
E-mail:

ФИО:

Организация:



* Все поля обязательны
для заполнения






Rambler's Top100
Rambler's Top100


Творческий кластер: московское измерение

26-27 ноября 2004 года в Голицыно под Москвой Институт культурной политики совместно с Советом Европы, при участии АНО «Творческие индустрии» провели семинар, целью которого стало развитие и продвижение проекта творческого кластера в Москве. Организаторы и участники семинара ставили перед собой следующие задачи:

  • прояснение идеи творческого кластера как основной формы организации творческих индустрий, поиск формулировок, которые будут понятны как широкому кругу творческих профессионалов, так и властям;
  • разработку программы взаимодействия участников с властями, бизнесом и СМИ;
  • создание рабочих моделей, содержащих организационные и правовые механизмы деятельности творческих кластеров, принципы участия в них тех или иных независимых организаций;
  • выявление условий, обеспечивающих экономическую устойчивость кластера.

В группах участники рассматривали два варианта существования творческого кластера – под патронажем власти и под патронажем частного инвестора.

В работе семинара участвовали ведущие британские консультанты в области творческих индустрий – Том Флеминг, консультант по развитию культурных индустрий (Лондон), и Фил Вуд, сотрудник агентства Comedia, автор известного проекта создания творческого кластера (Хаддерсфилд). Они не только представили британский опыт развития творческих индустрий, но также активно участвовали в обсуждении российской ситуации. Экспертами с российской стороны на семинаре выступали куратор Московского Форума художественных инициатив Георгий Никич, директор программ Института культурной политики Елена Зеленцова и координатор проекта «Творческие индустрии» Любовь Кузовникова.

Представленные здесь тезисы обобщают результаты работы участников и экспертов семинара. Некоторые выводы могут показаться спорными, а проектные предложения – недостаточно проработанными. Однако нам кажется важным суммировать этот материал, поскольку он позволяет инициировать обсуждение дальнейших шагов по созданию творческого кластера в Москве, а также продолжить обсуждение перспектив развития творческих индустрий в России.

1. Творческие индустрии и организации культуры.

Экономические модели и различия секторов Экономические модели предприятий творческих индустрий и организаций культуры, имеющих многоканальное финансирование, принципиально различны. Схема многоканального финансирования выглядит так: около 60-70% – государственное и/или муниципальное финансирование, 20-30% – гранты, спонсорские вложения, частные пожертвования и т. д., и не более 10% – доходы от платных услуг и продажи собственных продуктов. Безусловно, процентное соотношение может меняться, но главный принцип – преимущественное финансирование со стороны доноров и налогоплательщиков и, соответственно, предложение потребителю в основном бесплатных услуг.

Совершенно иначе выглядит экономика предприятия творческих индустрий. Здесь около 98% средств – это доходы от собственной коммерческой деятельности, и только 2% – отдельные пожертвования, гранты, в некоторых случаях государственное, а чаще муниципальное финансирование. При этом собственная коммерческая деятельность стимулируется льготной арендой, облегченной процедурой регистрации и ведения финансовой документации, предоставлением различных кредитов для начала работы, развития деятельности и модернизации предприятия. При этом основа деятельности предприятия творческих индустрий – продажа творческого продукта с целью извлечения коммерческой выгоды. Учитывая социальную значимость творческих индустрий, государство поддерживает их с помощью льгот, но предприятия творческих индустрий не предлагают своим клиентам бесплатных продуктов или услуг.

Серьезным ресурсом развития таких предприятий является деятельность территориальных агентств по развитию творческих индустрий. Агентства предоставляют информационные, образовательные и другие услуги на безвозмездной основе, а также помогают продвигать продукты и услуги предприятия. Ясное разграничение этих двух моделей стало важным результатом работы семинара, поскольку сегодня участниками проекта развития творческих индустрий являются главным образом некоммерческие организации культуры (государственные и общественные), для которых более привычна некоммерческая, благотворительная модель.

На семинаре остро встала проблема соотношения творческих отраслей экономики и сферы культуры. Согласно определению британского Департамента культуры, медиа и спорта, к творческим индустриям относятся следующие секторы: реклама, архитектура, ремесла, дизайн мебели и одежды, кино и видео, графический дизайн, программные приложения (компьютерные игры), живая музыка и студии звукозаписи, исполнительские искусства и сфера развлечений, теле- и радиовещание, Интернет, визуальные искусства и антиквариат, писательское и издательское дело, (музеи и наследие). Поскольку сфера «музеи и наследие» в этом определении заключена в скобки, а театры, концертные залы, центры современного искусства и т. д. вовсе не упомянуты, важно разобраться, где проходит граница между творческими индустриями и организациями культуры.

Для некоммерческой сферы культуры характерно стремление к многоканальному финансированию. Музеи, театры, библиотеки, центры современного искусства, ресурсные центры, ассоциации и сетевые организации культуры – это некоммерческий сектор. Даже ремесла и дизайн зачастую оказываются на границе творческих отраслей экономики и некоммерческого сектора. В то же время некоммерческий сектор часто служит проводником и генератором идей для творческих индустрий. Творческие отрасли экономики развиваются в продуктивном взаимодействии с некоммерческой сферой культуры.

Это разграничение, зафиксированное на семинаре, существенно прояснило картину возможного развития творческих индустрий. Одновременно это позволило более четко определить функции агентства по развитию творческих индустрий, которое, с этой точки зрения, выступает как посредник между двумя секторами. При этом само агентство – организация, относящаяся к некоммерческому сектору.

Другая важная функция агентства – консолидация отрасли (что в российских условиях фактически равносильно ее созданию). В этом плане задача агентства – помочь крупным, средним и нарождающимся малым предприятиям творческих индустрий осознать свою принадлежность к серьезной отрасли современной инновационной экономики. Становление этой отрасли полезно не только для бизнеса (или для культуры), но и для решения задач развития, стоящих в регионах и на местах.

2. Необходимость картирования

Творческие индустрии возникают на пересечении экономики и культуры. Существенную роль в их развитии играет специфика места. Этот тезис, предложенный британскими экспертами, получил свое развитие при обсуждении московской ситуации.

Творческие отрасли экономики, такие как издательское дело, дизайн или телевидение, существуют давно. Но только в современном мире, с появлением новых, высокотехнологичных отраслей (мультимедиа, Интернет и т. д.) они стали играть системную роль в экономике. Для консолидации творческих отраслей экономики, выявления их потенциала, необходимо исследование существующей ситуации и факторов, влияющих на развитие творческих индустрий.

К таким факторам относятся: специфика места, уровень развития отдельных секторов творческих индустрий, наличие сетей, доступной собственности (зданий, территорий), финансово-экономические условия, а также готовность властей содействовать развитию творческих индустрий. Для основательной подготовки проекта развития творческих отраслей экономики в Москве необходимо провести картирование территории. В задачи картирования входит не только инвентаризация существующих предприятий по секторам, но и определение пространственных «пустот» на территории города, которые могут стать местом развития творческих предприятий. Такое исследование должно быть ориентировано на конкретного инвестора.

Обе группы, работавшие на семинаре, пытались ответить на вопрос, какие из существующих сегодня московских организаций могут участвовать в создании творческого кластера. Среди них были названы: Агентство современного танца ЦЕХ, Культурный центр «Дом», Клуб на Брестской, клуб «Билингва», клубы сети «О.Г.И.», Центр современной архитектуры, ряд издательств, а также Ассоциация менеджеров культуры и Институт культурной политики.

Участники были вынуждены констатировать, что «критическая масса» существующих организаций пока невелика. Однако это может свидетельствовать лишь о дефиците информации и необходимости картирования творческих ресурсов Москвы.

Картирование, или, иначе говоря, исследование потенциала творческих индустрий в Москве, должно быть направлено на выявление следующих факторов:

1) действующие организации, которые могут быть отнесены к творческим индустриям в Москве;

2) их локализация (индекс креативности районов Москвы);

3) масштаб существующих предприятий творческих индустрий и их рынков;

4) уровень занятости;

5) сетевые связи (в какие сообщества они включены);

6) их клиентская база;

7) их финансовый оборот.

Помимо этого, исследование должно учесть: стоимость недвижимости, существующие транспортные развязки, а также генеральный план развития города на ближайшие 10 лет.

3. Что такое творческий кластер?

Что такое кластер ? Если одна организация культуры арендует помещение у другой организации культуры, такое «объединение» не может считаться кластером. В этом отношении политика бизнес-центра, предоставляющего площади организациям и предприятиям на коммерческой основе, ничем не отличается от политики организации культуры, сдающей помещение. Единственным различием является льготная аренда, которая позволяет жить под одной крышей двум организациям с более или менее общим кругом интересов.

Творческий кластер – не «дом культуры нового типа», который предоставляет площади организациям, ведущим инновационную деятельность. Нельзя забывать, что к предприятиям творческих индустрий относятся только коммерческие организации, то есть предприятия, производящие и продающие продукт или услугу. С этой точки зрения кластер создается не территориальным единством или соседством, а экономическим партнерством участников, нередко включающим не только сотрудничество, но и конкуренцию. Общность места – лишь один из факторов, стимулирующих технологическое взаимодействие предприятий творческих индустрий. Необходимо отметить, что агентство по развитию творческих индустрий – это организация, стоящая вне кластера. В функции агентства входят консалтинг, информационное обеспечение, тренинги и т. д. Задачи агентства не ограничиваются работой с одним кластером, они также включают лоббирование интересов творческих отраслей экономики, их мониторинг, аналитику, консолидацию и т. д.

4. Московская модель творческого кластера.

Группы «Власть» и «Бизнес» Участники семинара констатировали, что вопросы развития творческой экономики и соответствующей модернизации городской инфраструктуры сегодня не включены в политическую повестку. Власти всех уровней довольствуются экстенсивным вложением средств в развитие отдельных культурных объектов. Городской администратор, понимающий необходимость развития инновационных технологий, – скорее исключение, чем правило. Причина этого – в специфическом менталитете, воспринимающем организации культуры как объекты управления, а не как самостоятельные инициативные субъекты. Тем не менее, существуют стимулы, позволяющие привлечь внимание государственных чиновников к культурным инновациям. Эти стимулы участники семинара постарались выявить и учесть, разрабатывая модель возможного творческого кластера в Москве.

 Были обозначены пространственные «дыры», которые в Москве локализуются в районе третьего транспортного, а также между третьим и Садовым кольцом. В отличие от развитого центра города, а также спальных районов, эти территории, где идет новое дорожное строительство, оказались не охвачены модернизацией самих территорий. В этих районах находятся предприятия, деятельность которых на сегодня или приостановлена или вовсе прекращена. Это небольшие заводы различного профиля, автопредприятия и т.д., нарушающие экологию центра города, – их сегодня переводят ближе к окраинам или вовсе выводят за границы города. Эти площадки сейчас пустуют и являют собой резкий контраст по сравнению с современной автомагистралью – третьим транспортным кольцом.

Именно эти места и были выбраны как наиболее перспективные для развития творческих кластеров. По Москве их набралось очень много – в районе метро «Тульская», в районе реки Яуза и т. д. Их потенциал для развития творческих индустрий достаточно высок. Во-первых, они расположены сравнительно близко к центру города, чтобы работать не только с жителями окрестных домов и соседних кварталов, как это неизбежно случилось бы при освоении «спального» района. Второе важное отличие от новостроек – собственная историческая «биография» этих мест, которая также может получить развитие в проекте кластера.

В-третьих, запущенность этих территорий должна обеспечить на первых порах достаточную дешевизну площадей. И, наконец, освоение этих объектов, находящихся в плачевном состоянии, может стать очевидным стимулом для властей, которые неизбежно будут вовлечены в переговоры о поддержке творческого кластера. В инфраструктуру будущего кластера могут войти – клуб, кафе, ресторан, гостиница, фитнес-центр – как основные предприятия, приносящие доход кластеру. Для ряда предприятий будет предусмотрена льготная аренда. Также на этой территории могут располагаться: многофункциональный зал, который может быть репетиционным, концертным и конференц-залом и будет использоваться всеми или почти всеми предприятиями на платной основе; клуб; студия звукозаписи; фотостудия; издательство; книжный магазин; галереи; дизайнерские офисы и магазины; открытые площадки современного танца и многое другое.

Для жизнеобеспечения такого многофункционального пространства необходимо привлечь отдельную организацию для сбора арендной платы, технического обслуживания здания и других задач. Важный момент – создание общественной структуры, поддерживающей старт и развитие этой площадки.

В такой общественный совет могли бы войти известные люди, актеры, писатели, художники, представители московских властей. На базе совета можно инициировать создание рабочей группы, занимающейся организационными вопросами, взаимодействием с общественностью и властными структурами. В нее должен войти и представитель владельца помещения.

Таким образом, структура творческого кластера может выглядеть следующим образом: общественный совет, инициативная организационная группа, управленческая команда, осуществляющая непосредственное жизнеобеспечение.

Из наиболее интересных потенциальных площадок, которые могли бы стать «домом» для творческого кластера, для проектирования был выбран район станции метро «Тульская» и расположенная там бывшая фабрика детских игрушек. Была составлена общая карта этого района и даны характеристики пространственной среды. Этот «серый», но динамичный район авансом был окрещен «Chelsea-to-be» – место постоянных перемен.

Участники семинара обсудили, что может стать стимулом для частного инвестора при создании творческого кластера. Один из возможных мотивов – «fun» (удовольствие, развлечение). Также для собственника важны развитие коммуникативной составляющей бизнес-среды, повышение статуса и известность. В недавнем прошлом владельцы были готовы отдать помещение художникам для мастерских, но предложение организовать в помещении киностудию было ими отвергнуто. Собственникам не интересно просто сдавать помещения в аренду, они хотели бы использовать их для создания активной культурной среды.

Чтобы продемонстрировать собственникам состоятельность творческого кластера на данной территории, необходимы временное заселение и временный проект приспособления и оживления этих площадей.

Приблизительно на таком же расстоянии от центра города располагаются АРТСтрелка, Дом фотографии, Мультимедиа-центр, Государственный центр современного искусства, Центр дизайна ARTPLAY – потенциальные конкуренты будущего кластера и вместе с тем близкие к нему по духу проекты.

5. Характеристики московского творческого кластера

Каким должен быть творческий кластер, чтобы привлечь к участию московский бизнес? На семинаре были названы следующие характеристики:

1) расположение в нестандартном месте;

2) относительная близость к центру города;

3) соединение известных и новых творческих брэндов;

4) экономичные аренда и эксплуатация.

Были также обозначены необходимые компоненты для создания творческого кластера:

  •  гибкие площади, позволяющие разместить бизнесы разного размера и с разным сроком аренды;
  • торговые площади;
  • бар / кафе / клуб / ресторан;
  • экспозиционные площади (для внутренних и внешних арендаторов);
  • наличие якорных арендаторов.

В ходе обсуждения условного состава кластера были предложены следующие потенциальные творческие направления и возможные члены кластера: Исполнительские искусства (например, Агентство современного танца ЦЕХ, Театр.ДОК, Фестиваль NET); дизайн-студии (Союз Создателей Социальной Рекламы, Креатив Изба); музыкальные продюсеры (BadTaste, GreenWave, Exotica); галереи (ArtGentum); клубы (Культурный центр ДОМ); культурные агентства (Институт культурной политики, Ассоциация менеджеров культуры); модные бутики (Подруга брата); фото и видео студии (Студия Видео ДОМ); а также книжные магазины, издательства, и др.

Политика отбора членов кластера должна быть ориентирована, прежде всего, на привлечение представителей творческого бизнеса. Таким образом, кластер дает предприятиям творческих индустрий:

  • место;
  • инфраструктуру;
  • возможности партнерства, в том числе сетевого;
  • пространство конкурентного сотрудничества (целесообразно включение, по крайне мере, двух представителей каждого творческого направления).

Было решено, что в ближайшем будущем инициативная группа проведет исследование по картированию территории, а также займется разработкой проекта, ориентируясь на конкретного инвестора – владельцев центра на Тульской.

6. Творческий кластер и стратегия развития творческих индустрий в России

Что нужно, чтобы творческий кластер стал магнитом для творческих сил, готовых покинуть территорию снобизма и перейти в индустриальное состояние? Эта проблема не может быть решена вне общего контекста развития творческих индустрий в России. Участники семинара обозначили это в следующих тезисах:

Развитие творческих отраслей экономики в регионах Российской Федерации не только является эффективным антикризисным средством, но и открывает новые возможности экономического роста в современных условиях, повышает конкурентоспособность страны в современных условиях. Творческие отрасли экономики – альтернатива «сырьевому проклятию». Необходимо включать этот тезис в повестку дня как на федеральном, так и на региональном уровне.

Развитие творческих индустрий в России предполагает интеграцию разобщенных сегодня государственных и негосударственных организаций, которые хранят, производят, тиражируют и транслируют творческие продукты. Необходимо создать движение по консолидации предприятий творческих индустрий и включению в программу новых представителей творческих отраслей экономики.

Полноценное развитие творческих отраслей экономики возможно только в демократическом государстве, при соблюдении демократических прав и свобод, прежде всего свободы творчества. В этом смысле идеология творческих индустрий должна найти поддержку у правозащитных и гражданских организаций.

Развитие творческих индустрий тесно связано с вопросами поддержки малого и среднего бизнеса. Основной тормоз развития творческих отраслей экономики в России – отсутствие настоящей свободы предпринимательства. Идеология творческих индустрий должна найти поддержку в среде бизнеса, а также у организаций, занимающихся поддержкой предпринимательства.