Подписка на рассылку
E-mail:

ФИО:

Организация:



* Все поля обязательны
для заполнения






Rambler's Top100
Rambler's Top100


Анна Манюк. Центр дизайна ARTPLAY: первый творческий кластер в Москве

Что представляет собой современный московский ландшафт? В последние годы Москва бьет все рекорды по объемам ввода в эксплуатацию новых объектов недвижимости и лидирует среди европейских деловых столиц по объемам офисного строительства и реконструкции. При этом плотность застройки в пределах Садового кольца настолько велика, что под угрозой перестройки или сноса все чаще оказываются памятники архитектуры. Существуют ли альтернативные экономически привлекательные решения, способные в то же время спасти архитектурное наследие?

Зарубежная практика отвечает на этот вопрос утвердительно. Можно привести не менее полусотни примеров, когда старые здания обретали вторую жизнь и при этом устанавливался баланс между интересами бизнеса, муниципальных властей и представителей культурного сектора. Среди них – такие всемирно известные проекты, как галерея Тейт в Лондоне (бывшая электростанция Бэнксайд), Центр Искусств и Медиа-технологий в Карлсруэ (Германия), Lume Media Centre в Хельсинки (Финляндия), офисный центр для дизайнеров в здании бывшей табачной фабрики «Ван Нелле» в Роттердаме, а также множество проектов в Великобритании, США и других странах.

В последнее десятилетие в мире возникла тенденция превращения старых зданий в творческие кластеры – в нечто большее, чем бизнес-центры или технопарки. Помимо географической концентрации различных компаний, в кластерах происходит сосредоточение творческих ресурсов и рождается особая обстановка, в которой процесс создания и потребления творческого продукта становится непрерывным. В творческом кластере присутствует атмосфера конкуренции и сотрудничества одновременно. Пространства для жизни, работы и игры процветают в своем многообразии и изменениях, обособляются и в то же время существуют в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Значение таких очагов рождения инноваций сложно переоценить, если представить городскую среду как живой организм, который благодатно отзывается на появление этих «гормонов радости».

Регенерация старых промышленных зданий помогает позитивно менять инфраструктуру и культурный облик городов. Первыми ласточками такого рода в Москве стали здание ГЦСИ в бывшем цеху металлообработки электролампового завода на Зоологической улице, культурный центр «АРТСтрелка» в гаражах-мастерских на территории кондитерской фабрики «Красный Октябрь» на Берсеневской набережной и проект «Фабрика» в промзоне в Переведеновском переулке (Басманный АО). Оживление в этом направлении в основном связано с программой вывода промышленных зон за пределы Москвы – с целью очистки исторического центра города.

Однако наиболее успешным примером архитектурной конверсии является Центр дизайна ARTPLAY , который сегодня позиционирует себя как крупнейший в столице центр дизайна, где есть современная мебель, стильные вещи, смелые проекты и новое искусство, а также сложившаяся «цеховая» общность архитекторов, дизайнеров и других творческих людей.

Название и концепция бренда ARTPLAY родились в декабре 2003 года. Изначально проект объединял три направления деятельности, которые дополняют и укрепляют друг друга:

  • продажа мебели и предметов интерьера, а также – после расширения в Центр дизайна ARTPLAY – комплектация объектов отделочными материалами, элементами декора, аудио-видеотехникой и всем необходимым для создания интерьеров, включая контрактные поставки (Алексей Рудаков);
  • архитектурное проектирование, а также – после слияния с архитектурной мастерской «Дом-C» в декабре 2003 года, реконструкции цеха фабрики «Красная Роза» и превращения его в Центр дизайна ARTPLAY – полный спектр услуг по архитектурному проектированию любых жилых и общественных помещений (Сергей Десятов);
  • проведение выставок, концертов, театральных постановок, показов мод, презентации книг, фильмов, новинок рынка и т. д., а также продвижение ARTPLAY в целом и каждого из направлений в отдельности, реклама, PR и promo, внешние отношения (Алина Сапрыкина).

Первое помещение галереи дизайна ARTPLAY располагалось на Миусской площади. Это было обычное офисное здание площадью 600 кв. м, в котором были удалены перегородки. Уникальность галереи заключалась в том, что туда привозили редкие элементы интерьера – например, мебель из восточных стран (Филиппины, Таиланд, Китай, Япония), – зачастую существующие в мире всего в нескольких экземплярах. Довольно быстро это привлекло московских дизайнеров и архитекторов, которые стали постоянными клиентами и друзьями галереи.

Именно тогда пространство галереи ARTPLAY получило дополнительную функцию – в нем стали проводить выставки живописи и скульптуры, фотовыставки, вечеринки совместно с глянцевыми изданиями, литературные и мультимедиа-презентации и т. д. В частности, в галерее впервые в Москве состоялись два показа оперы культового британского композитора Майкла Наймана «Человек, который принял свою жену за шляпу». Там же прошло одно из первых выступлений еще малоизвестной в тот момент группы «Пятница».

В 2003 году здание галереи было номинировано на Архитектурную премию года. Однако затем случилось неприятное событие – дом перекупили, и проект на 4 месяца завис в воздухе. Мебель томилась на складе, а управляющие пытались найти в Москве новое помещение. В декабре 2003 года были найдены здания фабрики «Красная Роза», расположенные всего в двухстах метрах от Садового кольца в районе станции метро «Парк Культуры».

История фабрики «Красная Роза» начинается в 1875 году, когда французский гражданин из Лиона Клавдий Осипович (Клод-Мари) Жиро, временно купец Московской гильдии, владевший землей на паях с московским купцом А. М. Истоминым, развернул интенсивное капитальное строительство шелковой фабрики. Жиро руководил фабрикой до 1917 года. В мае 1919 года декретом Советского правительства предприятие было национализировано. 5 августа 1991 года на Московском шелковом комбинате ордена Октябрьской Революции «Красная Роза» было образовано акционерное общество «Красная Роза».

Организаторы ARTPLAY арендовали и начали реконструкцию бывшего красильного цеха № 49. Помещение заброшенного цеха выглядело ужасно. После того, как все фабричное производство было перенесено в Подмосковье, в цеху стояло старое оборудование, перекрытия в здании в здании находились в аварийном состоянии. Никто в городе не хотел заниматься реконструкцией фабрики. Однако дирекция ARTPLAY решила, что это отличная возможность развить архитектурную составляющую проекта. К тому же идею поддержали многие дизайнеры, архитекторы и художники, впоследствии ставшие субарендаторами помещений. «Все давно были знакомы, так что договоренности об аренде были легко достигнуты и помещения были распределены очень быстро с самого начала», – подтверждает Игорь Кормышев, художник и руководитель Арт Агентства «Колония».

Идея реконструкции принадлежала Сергею Десятову. Для ее реализации он стал сотрудничать с командой архитектурного бюро «Дом-С», которая имела десятилетний стаж работы и в тот момент лишилась своего руководителя – Александра Галкина. Архитекторы сохранили строгий кирпичный фасад здания и исторические детали в интерьере, вплоть до оконных рам. Стены не перекрашивали, чтобы их неравномерная фактура и окраска передавали эстетику промышленной архитектуры. Самой сложной задачей во время реконструкции стало укрепление несущих стен – чтобы не упал потолок. Инфраструктурные решения каждый из будущих арендаторов создавал индивидуально: в процессе проектирования проходили общие собрания, на которых определялись особенности выполнения кровельных работ, покраски стен, формирования коммуникаций в здании. Процесс архитектурного проектирования и строительства потребовал немало усилий, но через 4 месяца был завершен.

Итак, свободная планировка цеха получила новое назначение. Офис архитектурного бюро ARTPLAY и мебельный шоу-рум ARTPLAY занимают основное пространство, две отдельные зоны предназначены для проведения выставок. По соседству расположилось кафе Keks и ресторан Suzy Wong Bar – более ухоженные, чем сам ARTPLAY, но здесь также сохранены многие интерьерные детали. В остальной части здания площадью более 10 000 кв. м разместились 19 архитектурных бюро, дизайнерские и художественные мастерские, рекламное агентство, два продюсерских центра экспериментального кино – американский и русский, салоны отделочных и декоративных материалов, сантехники, света, магазин аудио-видеотехники.

19 мая 2004 года состоялось официальное открытие нового ARTPLAY. Мероприятия с нетерпением ждали многие – всем было интересно, во что можно превратить старую мануфактуру. На открытие были приглашены представители московской элиты. Результат явно превзошел ожидания, и дальнейшая судьба бывшей фабрики была предопределена. Естественным образом площадка стала использоваться для крупных культурных мероприятий и с каждым днем популярность этого места росла. В течение года в ARTPLAY прошли: презентация совместного проекта Виолетты Литвиновой и Russian Fashion Week, презентация нового альбома Земфиры, концерт Евгения Гришковца и группы «Бигуди», показ ювелирных украшений дизайнера Карима Рашида, вечеринки от Zeppelin, показы мод и многие другие значительные события. В перспективе дирекция планирует переориентировать специфику событий ближе к интересам архитектурно-дизайнерского сообщества. Первые осуществленные проекты такого рода – выставка «Игровая площадка/PLAYGROUND» под кураторством известного художника и архитектора Юрия Авакумова и выставка работ участников всемирного проекта Галерея Hype.

Помимо внешнего интереса к Центру дизайна внутри также складывается особая самоценная клубная среда. Разместившиеся по соседству творческие организации постепенно обживают помещения, одновременно происходит процесс их взаимодействия и сближения. Андрей Савин, руководитель архитектурного бюро «АБ», отмечает: «Я неожиданно для себя обнаружил, что мы все здесь стали общаться!».

По словам Алины Сапрыкиной, директора по маркетингу ARTPLAY, «уникальность процесса реализации проекта в том, что многое происходило благодаря удачно сложившимся обстоятельствам, с этапа на этап деятельность переходила за счет личных контактов. Можно сказать, что весь промоушн проекта состоялся исключительно за счет продуманной концепции и успешного ее воплощения». При этом процесс освоения территории не завершен. Если сначала была арендована и реконструирована лишь ¼ часть цеха шелкового комбината, в которой разместились собственные направления ARTPLAY, а также кафе Keks, то по прошествии года, когда сюда стали активно переезжать дружественные компании, были освоены и остальные ¾ помещений. Как отмечает Марина Цурцумия, кинорежиссер и непосредственный свидетель развития событий, «за каждым поворотом постоянно возникают новые возможности. К примеру, в начале никто и не думал, что можно использовать подвал здания – а сегодня там выставочные площади». А в начале июня 2005 года всем заинтересованным лицам было объявлено о начале реконструкции нового пространства ARTPLAY 2 по улице Тимура Фрунзе площадью более 20 000 кв. м.

Еще недавно в окрестностях улицы Тимура Фрунзе не происходило ничего примечательного, но благодаря ARTPLAY жизнь вернулась на территорию, которую, казалось, она покинула безвозвратно, когда фабрика «Красная Роза» пришла в упадок в начале 1990-х годов. Те, кто работает здесь сегодня, утверждают, что ощущают дух ушедших времен. Исторически здания на территории фабрики «Красная Роза» представляют своеобразный комплекс застройки, сохраняющей планировочную структуру усадебного ансамбля конца XVIII в., с фабричной застройкой конца XIX – начала XX вв. В совокупности с сохранившимся историческим окружением (памятники XVII в., мемориал Л. Толстого) комплекс определяет облик целого квартала города. Территория имеет несомненное историческое значение, и создание культурного оазиса вокруг – наилучшая из перспектив для сохранения памятного места в центре столицы. Муниципальные власти пока никак не выражают своего отношения к зародившемуся явлению. Однако на политику можно влиять, развивая данный образец творческого кластера и создавая новые – в Москве и в других городах.