Подписка на рассылку
E-mail:

ФИО:

Организация:



* Все поля обязательны
для заполнения






Rambler's Top100
Rambler's Top100


Модели и практики спонсорства и фандрейзинга во Франции

Принимая во внимание последние изменения в налоговом законодательстве

в отношении корпоративной и частной поддержки культуры, мы убеждены,

что во Франции сложилась очень благоприятная обстановка для эффективного

сотрудничества культуры и бизнеса.

Натали Соване, «Аdmical»

Данное исследование было проведено во Франции при содействии французского агентства «Admical» – негосударственной организации, основной целью которой является стимулирование корпоративной поддержки культуры, социальной сферы и охраны окружающей среды. (Подробнее о деятельности агентства – см. ниже.) Использованные в исследовании материалы получены из соответствующих публикаций и внутренней документации «Admical», бесед с сотрудниками, участия в мероприятиях агентства. Основные задачи исследования включали: выявление факторов развития спонсорства и корпоративной филантропии в сфере культуры, анализ примеров успешного сотрудничества организаций культуры и коммерческих структур и определение возможности применения французских моделей на российской почве.

Анализ ситуации

Культурная политика и спонсорство во Франции: историческая справка

Определяющим фактором культурной политики во Франции, начиная с XVI века и до сегодняшнего дня, является ведущая роль государства в развитии культуры и искусства и в создании соответствующих административных и финансовых структур – от Секретариата по делам изящных искусств, возникшего в XIX веке, до Министерства культуры, учрежденного в 1959 году.

Первым министром культуры Франции был Андре Мальро. Он сформулировал основные приоритеты культурной политики, которых в основном придерживались все его последователи: защита культурного наследия, развитие современного искусства, образование в сфере культуры, регулирование рынка культурных индустрий и децентрализация культурных институтов, т.е. передача власти и ресурсов от центра к регионам под общим административным руководством государства.

Одной из задач министерства, руководимого Андре Мальро, стало поощрение творчества во всех отраслях культуры и более широкое участие граждан в культурной деятельности, особенно в области театра, музыки и культурного наследия. Мальро планировал создание культурных центров (Maisons de la Culture) в каждом из 96 департаментов Франции. Их целью должно было стать широкое распространение культурных инициатив. Однако в результате такие центры открылись лишь в 9 французских городах. В рамках политики децентрализации к 1969 году были открыты 3 региональных комитета по делам культуры.

Следующий министр культуры, Жак Дюмель, провел ряд междисциплинарных и административных реформ, целью которых была интеграция культуры и общества. В частности, он ввел процедуры заключения партнерских договоров между государством и культурными институтами (телевидение, кинематограф, театр). Был также создан Фонд культурных проектов (Fonds d’intervention culturel), призванный финансировать инновационные партнерства учреждений культуры с учреждениями других ведомств.

Последующие министры продолжали политическую линию своих предшественников, но и вносили свои изменения. Например, в 1974 году Мишель Гай поставил во главу угла политику поддержки молодых художников и современного искусства и подписал первую серию договоров по развитию культуры (сhartes сulturelles) с муниципалитетами и региональными администрациями.

В 1977 году в Париже был открыт Центр Жоржа Помпиду, а 1980 год был объявлен во Франции «Годом национального культурного наследия».

В этот период Министерство культуры Франции начало движение в сторону модернизации культуры и ее интеграции в жизнь современного общества. Основные меры включали: увеличение объема финансирования культуры; расширение сфер деятельности министерства; признание новых художественных форм; интеграцию культуры в экономическую сферу; развитие аудио-визуальных коммуникаций. Министерство пользовалось неизменной поддержкой президента, который одобрил строительство серии крупных культурных объектов (Оперный дом «Бастилия», Национальная библиотека, «Arche de la Défense» и др.). В 1982 году бюджет министерства культуры удвоился и постепенно достиг уровня 1% от общего государственного бюджета, увеличившись с 2.6 млрд. франков в 1981 году до 13,8 млрд. франков в 1993 году. Была создана широкая сеть региональных комитетов по делам культуры, открыты крупнейшие образовательные центры: две консерватории (в Париже и Лионе), Школа Лувра (École du Louvre), Национальная Школа культурного наследия (École nationale du patrimoine). За 12 лет в сфере культуры было создано дополнительно более 8000 рабочих мест. Была проведена реформа художественного образования в школах, введены новые дисциплины (театр, кинематограф, история искусства), а также внеклассные занятия и инициативы (детские художественные проекты, посещение школьниками кино и театров и т.п.).

В результате экономических перемен и развития культурной деятельности, Министерство культуры стало уделять больше внимания культурным индустриям (книги, грамзапись, кинематограф, аудио-визуальная продукция и т.д.) с целью регулирования этого рынка (регулирование цен на книги, выделение квот радиовещания для франкофонной музыки и др.). Внимание к экономическим вопросам культуры также нашло выражение в мерах, направленных на поощрение корпоративной и частной поддержки культуры.

Инициативы Катрин Таска, министра культуры Франции в правительстве Лионеля Жоспена, в основном были связаны с вопросами культурного разнообразия, доступа к художественному и культурному образованию и децентрализации. Предпринятые Таска меры включали создание механизмов партнерства центральных, местных и региональных властей; поддержку крупнейших институтов культуры в Париже и регионах; увеличение доступа граждан к культурному наследию посредством общедоступного образования. В области аудио-визуальных искусств министерство Таска стремилось усилить регулирующую функцию государства с целью повышения качества французской аудио- и кино-продукции, без ущерба для частной инициативы.

За последние 40 лет региональные и местные власти также увеличили финансирование культуры. Во Франции муниципалитетам принадлежат определенные объекты культурной инфраструктуры – музеи, театры, библиотеки и музыкальные школы, – которые финансируются из муниципальных бюджетов. Некоторые муниципалитеты сегодня разрабатывают собственную культурную политику и активно используют культурные ресурсы для целей развития.

Вместе с тем, в связи с переходом на евро и возросшим количеством творческих инициатив, организации культуры ощущают сегодня нехватку финансирования. Привлечение внебюджетных средств является для них насущной проблемой.

История развития спонсорства во Франции

Спонсорство в области культуры возникло во Франции в конце 1970-х годов, под влиянием американских компаний, имевших в стране свои представительства. Оно рассматривалось как новый инструмент институциональной коммуникации и связей с общественностью. Первоначально организации бизнеса во Франции ограничивались созданием собственных художественных коллекций. Но постепенно они начали расширять эту деятельность, отдавая предпочтение традиционным сферам спонсорства в культуре: изобразительному искусству (выставки и коллекции), наследию (реставрация), классической музыке и театру (главным образом, поддержка гастролей известных театральных трупп и симфонических оркестров). Затем, по мере усиления роли спонсорства во внутренних и внешних коммуникациях, выделения индивидуального и корпоративного спонсорства, а также развития смешанного спонсорства, соединявшего социальные и культурные задачи, компании начали идти на риски и развивать новые формы сотрудничества с культурой.

Еще 20 лет назад ни государство, ни организации культуры не были заинтересованы в поддержке культуры со стороны бизнеса. Позиция государства заключалась в том, что коммерческий сектор должен заниматься своими прямыми задачами – генерированием прибылей и уплатой налогов, которые государство использует по своему усмотрению, в том числе в сфере культуры. С другой стороны, многие организации культуры также занимали консервативную позицию, считая, что вмешательство бизнеса в их деятельность может привести к ограничению творческой инициативы. Однако в начале 1990-х годов, по мере сокращения государственного бюджета на культуру, государство начало рассматривать бизнес как возможный источник дополнительного финансирования культуры, особенно в области культурного наследия. При этом государство стремилось контролировать потоки средств, поступающих в культуру из сферы бизнеса и диктовать приоритетные направления спонсорства и иной корпоративной поддержки. Именно поэтому некоторые налоговые льготы, инициированные государством, себя не оправдали.

Наконец, в 2003 году был принят совершенно новый закон, предполагавший уникальные налоговые преимущества для тех, кто осуществляет поддержку культуры, и в то же время гарантирующий организациям культуры независимость и свободу творчества. Сегодня еще нет убедительных статистических данных, демонстрирующих эффекты, вызванные принятием этого закона. Однако, по мнению специалистов агентства «Admical», ситуация резко улучшилась. Так, в течение двух лет после вступления закона в силу коммерческими компаниями во Франции были открыты 33 новых корпоративных фонда поддержки культуры (до 2003 года подобных фондов было всего 120).

«Революция 2003 года»: налоговые реформы в области поддержки культуры бизнесом

Для изучения особенностей спонсорства и корпоративного финансирования культуры во Франции необходимо понять некоторые правовые тонкости, а также цели и задачи заинтересованных компаний. Прежде всего, следует разобраться в терминологии. С точки зрения налоговых льгот, французы различают «спонсорство» («parrainage») и «корпоративную филантропию» («mecenat d’enterprise»).

«Спонсорство» определяется во французском налоговом законодательстве как «чисто коммерческая деятельность», обмен услугами между двумя сторонами, имеющий коммерческий эффект (например, размещение рекламного текста компании-спонсора в театральном буклете или кампания по продвижению нового продукта в рамках культурного события). Понимаемое таким образом спонсорство приравнивается к издержкам компании и не подлежит налогообложению.

С другой стороны, «корпоративная филантропия» – это механизм улучшения имиджа компании путем поддержки, осуществляемой в социальной или культурной сфере. Хотя такая поддержка не является коммерческой, она, тем не менее, позволяет донорам получать определенные привилегии и услуги со стороны организаций культуры, получающих эту поддержку. Это могут быть бесплатные приглашения на мероприятия, бесплатное использование помещений в корпоративных целях и даже размещение логотипа компании в печатных материалах организации культуры. Иначе говоря, возможны любые услуги, за исключением прямой рекламы.

Характерной чертой взаимодействия бизнеса и культуры во Франции является наличие корпоративных фондов. Если спонсорство осуществляется компаниями напрямую, то корпоративная филантропия в подавляющем большинстве случаев осуществляется через корпоративные фонды, основанные компаниями именно для этой цели. Практически каждая французская компания, активно оказывающая поддержку в культурной или социальной сферах, имеет собственный фонд. Это объясняется особенностями французского законодательства.

Закон от 1 августа 2003 года создал необычайно выгодные налоговые условия для корпоративной филантропии. Он позволяет компаниям вычитать до 60% от суммы взноса в пользу социальной сферы, включая культуру, непосредственно из суммы подоходного налога (а не из налогооблагаемой базы) – в общей сумме до 5% от оборота компании. Размер взноса, превышающий указанную сумму, может также быть вычтен из налогов в течение пяти последующих лет. (Для сравнения: прежде суммы пожертвований могли вычитаться только из налогооблагаемой прибыли, с ограничением до 3,25% от оборота.)

Будучи мощным стимулом финансовой поддержки культуры, новые налоговые условия корпоративной филантропии в то же время не ограничивают творческую деятельность организаций культуры и искусства. Между донором и бенефициантом не заключается коммерческий договор и потому отсутствует «груз» дополнительных условий, который зачастую привносит ограничения в деятельность организаций культуры в других странах.

Новый законопроект о социальной интеграции (Le Loi de Cohesion Sociale), предложенный 7 декабря 2004 года, призван еще улучшить эти условия, увеличив сумму, вычитаемую из налогов до 66% от суммы пожертвований.

Модель финансирования культуры во Франции

Основные источники финансирования культуры во Франции включают:

Министерство культуры и коммуникаций (в 2004 году бюджет министерства составил 2,55 млрд. евро, из которых 1,44 млрд. были направлены на финансирование творческой деятельности);

  • региональные и муниципальные власти (в 2004 году – 11 млрд. евро);
  • корпоративная филантропия (в 2002 году – 195 млн. евро; по 2004 году данных нет);
  • спонсорство (данных нет);
  • собственный доход;
  • государственные и некорпоративные фонды.

Крупнейшим государственным фондом является Fondation de France, созданный в 1964 году. Средства в него поступают от организаций и частных лиц. В основном Фонд финансирует социальную сферу, но также и культуру.

80% всех государственных средств выделяются государственным организациям культуры (они автоматически получают 100%-ное финансирование). Оставшиеся 20% распределяются на конкурсной основе среди различных организаций и частных лиц.

Современные тенденции спонсорства в сфере культуры во Франции

Источник: Cultural Sponsorship in Europe, CEREC publication

Как сказано в годовом отчете агентства «Admical», «спонсорство сегодня становится профессией. Понятие более широкое, чем связи с общественностью, и более тонкое, чем реклама, оно требует от компании компетенции, глубокого анализа и переосмысления собственной истории и деятельности, выработки нового взгляда на свои ценности, цели и задачи, а также нового определения роли своих сотрудников и клиентов».

Корпоративное спонсорство во Франции развивается как профессиональная деятельность, преследующая четко обозначенные цели. По словам специалистов «Admical», в основной своей массе компании не участвуют в спонсорских проектах, не определив вначале свою спонсорскую политику. Эта политика учитывает имидж, который компания стремится проецировать в общество, а также ценности, компетенции и, в меньшей степени, производимые компанией товары или услуги.

Можно зафиксировать несколько основных тенденций развития спонсорства и корпоративной поддержки культуры во Франции.

Целевое спонсорство

До недавнего времени спонсорство в большинстве случаев было ответом бизнеса на запросы соискателей из сферы культуры. Сегодня налицо новая тенденция – целевое спонсорство. В этом случае бизнес не довольствуется выбором приоритетной сферы спонсорства (будь то культура, образование или спорт). Компания разрабатывает собственную спонсорскую политику или философию спонсорства, и затем активно ищет партнеров. В этом случае бизнес играет активную роль. Он становится более независимым в своих решениях и зачастую более изобретательным. Такой подход характерен для большинства современных корпоративных фондов.

Участие сотрудников

Компании сегодня привлекают своих рядовых сотрудников к разработке политики спонсорства и осуществлению спонсорских проектов. «Во времена частых слияний компаний, финансовых затруднений и планов сокращения персонала, корпоративная филантропия все чаще становится инструментом внутренней коммуникации и управления человеческими ресурсами. Сегодня предприятия хотят активно привлекать своих сотрудников к разработке политики меценатства, потому что это усиливает их чувство корпоративной принадлежности». Специалисты «Admical» выделяют 8 основных форм участия сотрудников в спонсорской деятельности компаний:

 регулярное информирование сотрудников о спонсорской деятельности компании: издание внутренних бюллетеней, проведение конференций, организация специальных вечеров, приглашение сотрудников на мероприятия спонсируемых организаций и т.д.;

 проведение консультаций с сотрудниками в ходе разработки спонсорской политики: компании изучают и учитывают мнение сотрудников о возможных спонсорских приоритетах;

  • предложение сотрудниками проектов для спонсорской поддержки: большой процент спонсорских проектов компаний исходит сегодня от персонала компании;
  • участие сотрудников в отборе проектов;
  • участие сотрудников в осуществлении спонсорских проектов;
  • участие в добровольческих клубах: некоторые компании учреждают такие клубы, которые оказывают финансовую поддержку спонсорским проектам;
  • личное финансовое участие сотрудников в спонсировании проектов: закон от 1 августа 2003 года позволяет рядовым сотрудникам компании делать благотворительные взносы в пользу фондов, основанных их компанией;
  • использование компетенций сотрудников компании в ходе реализации спонсорских проектов.

Агентство «Admical» опубликовало специальное исследование, посвященное этой новой форме спонсорства (le mécénat associé), которая сегодня приобретает все большую популярность среди французских компаний.

Рост числа «бизнес-клубов»

Бизнес-клубы – особая форма долгосрочной поддержки культурных институтов. В 1996 году агентство «Admical» выявило более 70 таких клубов, которые действуют в городах и регионах, объединяя ресурсы для «коллективного спонсорства». В 2002 году таких клубов было уже 100. В основном бизнес-клубы группируются вокруг оперных театров, театральных трупп, оркестров и фестивалей. Помимо финансовой поддержки конкретной культурной организации, они способствуют оживлению культурной жизни регионов. В середине 1990-х годов компании начали группироваться вокруг крупных культурных институтов Франции, «чтобы стать долгосрочными партнерами, вносящими ежегодную фиксированную плату, а не довольствоваться разовыми партнерскими проектами».

Есть два типа клубов. Клубы первого типа, наиболее многочисленные, возникают по инициативе организаций культуры, например, Клуб друзей «Опера де Пари» (l’AROP pour l’Opera de Paris), Клуб Капитолийского оркестра (Aida pour l’Orchestre du Capitole), «Круг друзей Парижского оркестра» («Cercle de l’Orchestre de Paris»), Клуб фестиваля в Перпиньяне и т.д.

Клубы второго типа стали возникать сравнительно недавно по инициативе самих бизнес-организаций. Зачастую они создаются при посредничестве торговых палат и союзов предпринимателей и действуют в региональном масштабе. Таков, например, клуб «Prisme a Reims», основанный с целью поддержки современного искусства Реймса или клуб «La Borie en Limousin», созданный по инициативе компаний Лиможского региона с целью поддержки ансамбля барочной музыки. В 2003 году группа компаний из Марселя инициировала создание бизнес-клуба «Меценаты Юга» («Mecenat du Sud») с целью поддержки современного творчества города и оживления культурной жизни региона. В 2000 году местные власти начали основывать корпоративные клубы городского и регионального значения.

По мнению аналитиков «Admical», среди французских компаний возникает конкуренция за спонсорство наиболее престижных организаций или проектов в сфере культуры. Это, в свою очередь, повышает профессионализм компаний в области спонсорства, заставляет их прибегать к более активным действиям и развивать новаторские подходы.

Профессионализация спонсорства

Спонсорская деятельность французских компаний становится все более профессиональной и структурированной. Функции сотрудников, включенных в спонсорскую деятельность и корпоративную филантропию (специалистов по спонсорским проектам внутри компании, директоров и сотрудников корпоративных фондов, консультантов и т.д.) четко определены, а отделы специализированы.

Крупные корпорации, особенно банки и страховые компании, имеющие большое количество региональных и международных представительств («Credit Mutuel», «Credit Agricole»), все чаще прибегают к децентрализации своей спонсорской деятельности и корпоративной филантропии. Региональные представительства самостоятельно выбирают культурные проекты, в то время как корпоративный фонд компании может оказывать поддержку крупным проектам национального масштаба.

Долгосрочные отношения

Спонсорство все реже имеет форму разовой поддержки. С целью добиться более длительного эффекта, многие компании работают со своими постоянными партнерами из года в год. Большинство компаний с четкой спонсорской политикой подписывают спонсорские договоры как минимум на 3 года.

КУЛЬТУРА, БИЗНЕС, ПОСРЕДНИКИ: СОТРУДНИЧЕСТВО À LA FRANÇAIS

Во Франции есть немало любопытных примеров эффективного сотрудничества культуры и бизнеса, имеющих к тому же ярко выраженную национальную специфику. Изучением этого сотрудничества во Франции занимается агентство «Admical», которое и предоставило большинство материалов данного раздела. Поэтому вначале расскажем об этой организации и об ее роли в содействии корпоративной поддержке культуры.

Агентство «Admical»

Агентство было основано в 1979 году инициативной группой французского бизнес-сообщества с целью поощрения спонсорства культуры, социальной сферы и экологии. Это неправительственная, некоммерческая организация, основная цель которой – «служить интересам общества». Нынешний президент организации – Жак Риго.

«Admical» объединяет 150 активных членов – французских коммерческих компаний. Основную часть бюджета организации составляют членские взносы. Агентство отслеживает и публикует информацию об инновационных спонсорских проектах, осуществляемых во Франции и других странах мира, организует регулярные встречи и круглые столы для обмена опытом и обсуждения новых идей. Используя связи членов организации, «Admical» информирует СМИ, политических деятелей и правительство о спонсорских инициативах и участвует в лоббировании законодательства, благоприятного для корпоративной и частной поддержки культуры. Так, описанная выше реформа законодательства, закрепившая льготы для меценатов, состоялась во многом благодаря усилиям «Admical».

Члены «Admical» имеют право получать бесплатные консультации и информацию, касающуюся всех аспектов корпоративной спонсорской деятельности – создания благотворительных фондов, разработки спонсорских договоров, налоговых и правовых вопросов и т.д.

Основные цели организации – защита интересов корпоративных спонсоров во Франции перед властными структурами, СМИ и обществом, стимулирование обмена спонсорским опытом между ключевыми участниками корпоративного спонсорства, проведение тренингов, предоставление консультаций, информации и публикаций участникам спонсорских проектов (как из сферы культуры, так и из сферы бизнеса).

Деятельность «Admical» включает:

Формирование банка данных и проведение консультаций по корпоративным спонсорским проектам.

  • Проведение тренингов по индивидуальному запросу компаний, а также проведения ежемесячной однодневной учебы для фандрейзеров.
  • Правовые и налоговые консультации. В связи с возрастающим спросом на данный вид услуг, агентство «Admical» учредило профессиональную службу правовых и налоговых консультантов, в которую могут обращаться как спонсоры, так и фандрейзеры.
  • Консультации по европейскому и международному спонсорству.
  • Проведение тематических семинаров по вопросам спонсорства.
  • Проведение раз в два года конференции «Les Assises» с участием представителей корпоративных спонсоров культуры, социальной сферы и охраны окружающей среды.
  • Награждение спонсоров. Ежегодно независимое жюри присуждает одну или несколько премий «Les Oscars» компаниям за выдающиеся заслуги в сфере корпоративного спонсорства.
  • Публикации. «Admical» регулярно издает и переиздает литературу для спонсоров и фандрейзеров.

Приведем лишь некоторые примеры изданий, выпускаемых агентством:

  • «Справочник меценатов» («Répertoire du Mécénat). Публикуется раз в два года, содержит информацию об активных французских спонсорах (описание деятельности, спонсорской политики и приоритетов, статистические данные о поддержанных проектах и комментарии к ним).
  • Журнал «Actualité du Mécénat». Выходит четыре раза в год и содержит актуальную информацию о спонсорстве в культуре, социальной сфере и в области охраны окружающей среды.
  • «Правовой и налоговый справочник» («Le guide juridique et fiscal»). Содержит полный обзор законодательных и подзаконных актов в области корпоративной филантропии. Регулярно обновляется.

Спонсорская премия

Одним из центральных событий в деятельности «Admical» является учрежденная агентством ежегодная спонсорская премия «Les Oscars» («Oscars Admical du mécénat d’entreprise»). Учрежденная в 1980 году, премия стала одной из первых инициатив организации. Идея премии – поощрять спонсоров (меценатов) в области культуры, социальной сферы и экологии, официально награждая компанию за заслуги перед обществом и широко освещая данный факт в СМИ. Премия имеет престижный национальный статус, церемония награждения проходит в Парижском Совете по вопросам экономики и социальной сферы (Conseil Économique et Social à Paris). В жюри, состав которого ежегодно меняется, входят известные общественные деятели Франции – президенты компаний, руководители крупных культурных и социальных организаций. В 2005 году жюри возглавлял известный французский писатель Жан-Кристоф Руфан.

В 2005 году было присуждено 4 премии: Главная премия за корпоративную филантропию, Специальная премия жюри, а также две премии, учрежденные «Admical» совместно с Фондом Франции и с компанией «Telerama». Главную премию 2005 года получил спонсорский проект «Fondation Gan pour le Cinema» (Фонд «Gan» – за поддержку французского кинематографа). Ниже мы расскажем о нем подробно.

На церемонию награждения приглашаются деятели культуры, руководители компаний, политики, журналисты, представители посреднических организаций – в общей сложности около 600-700 человек. До и после церемонии награждения в фойе устраивают приемы, которые становятся прекрасным поводом для неформального общения представителей бизнеса и культуры.

Бизнес и культура: истории сотрудничества

Остановимся подробнее на трех проектах, получивших премию «Les Oscars Admical». Все они, в свою очередь, были выдвинуты агентством «Admical» на ежегодную европейскую премию «Financial Times/CEREC», учрежденную европейской ассоциацией CEREC в области спонсорства, бизнеса и культуры в странах Евросоюза.

1. Cave Vinicole de Ribeauville «Искусство за пределами зрения»

Это – история рождения и поддержки собственной культурной инициативы компании.

«Cave Vinicole de Ribeauville» – старейший винный кооператив во Франции. В 1995 году компании предстояло отпраздновать свой 100-летний юбилей. В рамках юбилея компания решила напомнить обществу о своей главной ценности – солидарности. Столетний юбилей – важное событие в жизни компании, повод продемонстрировать ее культуру, потенциал и вклад в общественную жизнь. Поэтому «Cave» искала интересный социальный проект, который смог бы объединить вокруг себя региональные силы и привлечь внимание к торжественной дате. У компании были широкие контакты с местными музеями и гражданскими организациями, которые и подтолкнули ее к идее помощи слепым людям посредством искусства. Таким образом, «Cave Vinicole de Ribeauville» приняла решение основать ассоциацию «l'Art au-delà du Regard» («Искусство за пределами зрения»), призванную облегчить доступ слепых людей к искусству, природе и культуре.

Первым шагом ассоциации стал аукцион, на котором были проданы сто бутылок Эльзасского вина, бесплатно оформленные художниками. Доход от аукциона составил 22,867 евро, что позволило приобрести качественную рельефную копировальную машину. Это устройство теперь используется для копирования различных объектов (карт, технических руководств и даже картин, написанных в рельефной технике) в Зоологическом музее Страсбурга.

В 1996 году «Cave» организовала в своих помещениях специальное пространство под названием «Комната четырех сезонов», в которой регулярно проводятся музыкальные концерты, выставки и социальные мероприятия. Благодаря этим событиям сотрудники компании имеют возможность общаться со слепыми, художниками и другими интересными людьми. Это – ценный опыт общения, укрепления человеческих отношений, солидарности и расширения кругозора. Каждый раз, когда проходит новая выставка, художники и компания «Cave» передают 25% доходов от продаж ассоциации в пользу новых проектов.

C 1996 по 2000 годы ассоциация реализовала следующие инициативы:

  • размещение этикеток, набранных шрифтом Брайля, в одном из музеев Страсбурга (Museum de l’Ïuvre de Notre-Dame in Strasbourg) с целью помочь слепым детям открывать для себя искусство посредством осязания;
  • создание в кинотеатрах специальных аудио-описательных постановок;
  • создание системы аудио-гидов в семи музеях Эльзаса.

В 1999 году ассоциация организовала встречу некоммерческих организаций и компаний в Музее Современного искусства в Страсбурге. Во встрече приняли участие лица, заинтересованные в защите окружающей среды и решении социальных проблем. Обсуждались новые проекты, расширяющие деятельность ассоциации.

Одной из акций ассоциации стало проведение в 2001 году выставки в Зоологическом музее Страсбурга. Это была первая музейная выставка, где были задействованы все чувства, доступные слепым (обоняние, осязание, слух, вкус). Она предоставила возможность слепым людям, и особенно детям, открывать для себя живую природу: дотрагиваться до рыб и ощупывать их чешую, вдыхать аромат трав и цветов, гладить перья и мех и т.д.

Пожалуй, основным фактором получения компанией «Cave Vinicole de Ribeauville» премии «Les Oscars Admical» явилась необычное сочетание социального аспекта (помощь слепым людям) и культурной составляющей (расширение значимости искусства).

2. «Foundation Gan» и французский кинематограф

Благотворительный фонд «Gan», основанный в 1987 году, стал одним из ключевых частных партнеров французского кинематографа. Уже более 10 лет Фонд помогает реализовывать многочисленные разномасштабные кино-проекты с целью улучшить имидж кинематографа в стране и за ее пределами.

Фонд помог более чем 80 молодым режиссерам создать свои первые полнометражные фильмы, предоставляя им гранты в размере 60,000 евро. Среди поддержанных фондом фильмов – известные французские киноленты («Деликатесы», «Запах зеленой папайи», «Микрокосмос», «Воображаемая жизнь ангелов», «Ласточка весну приносит»). Фонд также профинансировал рекламные кампании этих фильмов во Франции, Италии и Гонконге.

Одна из приоритетных задач Фонда – содействие сохранению мирового классического наследия кинематографа. Фондом были выделены целевые средства на реставрацию многих шедевров мирового кино.

Фонд также уделяет внимание кинозрителям. В частности, им была инициирована специальная акция «Partis-prix» – дисконтная программа, благодаря которой люди могут смотреть различные кинофильмы по доступным ценам. Программа предполагает организацию специального просмотра нового фильма до его официальной премьеры. Просмотр организуется в пятницу (перед выходными) по специальной дисконтной цене – 2,29 евро. Цель акции – получить положительные отзывы о фильме перед выходными и таким образом способствовать популярности фильма. Программа имеет колоссальный успех, и посещаемость фильмов в эти дни чрезвычайно высока.

Программа поддерживает около 10 фильмов в год. Пока данная инициатива действует лишь в Париже и ближайших пригородах, однако Фонд намерен развивать ее и в других регионах Франции.

В данном случае, пожалуй, важную роль в присуждении премии сыграл национальный фактор – стремление компании укрепить имидж французского кино, продвинуть его на международном рынке. Кроме того, был важен и фактор «смешанного спонсорства». Здесь соединились: своего рода социальный проект – поддержка молодых режиссеров, дисконтная программа для зрителей, а также культурный проект – поддержка кинопроизводства. Важными факторами стали также разнообразие инициатив Фонда и масштаб его деятельности.

3. Altadis Group «Диалог двух культур посредством искусства»

«Наша цель – выявить таланты и помочь другим людям разделить идеи творцов искусства, сделать вклад в диалог двух культур: французской и испанской». Компания «Altadis Group» возникла в результате слияния в 1999 году двух компаний – испанской и французской. Обе компании имели богатые традиции культурной филантропии, и руководство новой объединенной компании решило продолжать двигаться в этом направлении.

Спонсорство культуры для «Altadis» заключается как в поддержке существующих проектов, так и в создании новых, оригинальных инициатив. Оно развивается по трем основным линиям: «Пластические искусства», «Обсуждение идей», «Кинематограф». Спонсорская политика осуществляется корпоративным Фондом компании в Испании и Отделом коммуникаций во Франции. «Altadis» тратит ежегодно примерно 700,000 евро на культурное спонсорство. Компания организует частные посещения выставок для своих сотрудников. Их также регулярно информируют о различных спонсорских акциях компаний – через внутренний бюллетень, выпускаемый тиражом 20,000 экземпляров, и через сайт и постеры, размещаемые в офисах компании.

С помощью профессиональной команды «Altadis» поддерживает работу современных художников во Франции и Испании, обеспечивая им известность и приобретая их работы. Ежегодно компания отбирает 30 художников, кандидатуры которых рассматривает жюри. Шесть победителей (по трое из каждой страны) получают возможность провести выставку своих работ в Париже и Мадриде в крупных галереях, имеющих международную известность. В партнерстве с издательством «Actes Sud», компания публикует двуязычные монографии об этих художниках, которые распространяются во французских и испанских книжных магазинах. Кроме того, компания «Altadis» приобретает по одной работе каждого художника для собственной художественной коллекции.

В рамках программы «Altadis» по поддержке кинематографа компания учредила в 2000 году Премию для молодых кинорежиссеров. Премия предполагает финансовую поддержку для французской или испанской постановки фильма и его дистрибуции. Победитель получает около 60,000 евро.

«Altadis» демонстрирует редкий пример спонсорской политики, которая не пострадала в результате слияния двух компаний, а была реструктурирована и обогащена новыми оригинальными программами, в соответствие с новой идентичностью компании, оказавшейся на стыке двух культур. Год за годом каждая программа развивается все шире. Виден позитивный эффект от работы со СМИ. Число рядовых сотрудников компании, посещающих выставки, лекции и другие мероприятия, увеличивается.

В рамках спонсорской деятельности компания также уделяет внимание тенденциям общеевропейского и международного сотрудничества. В частности, сегодня компания задумывается о развитии спонсорской политики с учетом своей международной деятельности.

Заключение

Данное исследование выявило ряд интересных тенденций и инициатив в области корпоративной поддержки культуры во Франции. Для России, пожалуй, наибольший интерес представляет «революционная» налоговая реформа 2003 года, которая установила неслыханно обширные налоговые льготы для французских компаний и корпоративных фондов. Сегодня именно Франция имеет наиболее благоприятный в Европе налоговый климат для корпоративных спонсоров и меценатов. Французская модель или отдельные ее компоненты могли бы лечь в основу налоговых реформ в России, во всяком случае, они, безусловно, достойны пристального изучения и анализа при разработке российского законодательства в этой области.

Нельзя не сказать о благотворном эффекте деятельности посредника между культурой и бизнесом – агентства «Admical», которое, помимо оказания непосредственной помощи обеим сторонам в выстраивании эффективных отношений, пытается также продвигать идею корпоративной филантропии культуры на национальном и даже международном уровне, способствовать укоренению традиций меценатства в стране. В российской ситуации, где культурная среда богата и разнообразна, а бизнес лишь учится спонсорским практикам и традициям, создание подобного института могло бы принести огромную пользу.