Подписка на рассылку
E-mail:

ФИО:

Организация:



* Все поля обязательны
для заполнения






Rambler's Top100
Rambler's Top100


КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР «АРТ-СТРЕЛКА»

Антон Черенков, студент Факультета «Предпринимательство в культуре» Международного Университета в Москве

КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР «АРТ-СТРЕЛКА» http://www.artstrelka.ru

Москва, Берсеневская наб., д.14, стр. 5

«Творческие кластеры» появились сравнительно недавно. Они возникли путем новой разновидности «сквоттинга» – захвата промышленных объектов и территорий, освобождающихся в Москве. В современном обличии такой захват является новой разновидностью союза бизнеса и культуры, хотя до союза с политикой и следования концепции «креативного города» московской модели пока далеко. Большинство этих объектов носят временный, проектный характер. Связано это в первую очередь с их бессистемным появлением. Ни государство, ни правительство Москвы в данный момент не разделяют новое увлечение городской культуры, поэтому существуют кластеры до тех пор, пока у муниципальных властей или частных владельцев не созреет идея их ликвидации.

Культурный центр «АРТ-Стрелка» трудно назвать творческой индустрией или творческим кластером в классическом смысле. Здесь имеется десяток галерей, в которых представлены различные виды современного искусства, однако галереи работают с уже готовым продуктом. Понятие «продукта галереи» является не столь очевидным, хотя галереи производят интеллектуальную собственность в виде проведения собственных мероприятий. «АРТ-Стрелка» объединяет организации, которые связаны с современным искусством.

Контекст

Культурный центр «АРТ-Стрелка» существует с 18 октября 2004 года в бывших гаражах кондитерской фабрики «Красный Октябрь» на Берсеневской набережной. Место уникальное – до Кремля рукой подать, а вокруг расположено бесчисленное множество культурных объектов. Довольно загадочным выглядит решение фабрики, имеющей революционный окрас, уступить свою территорию культуре. На первый взгляд, наиболее логичным объяснением является тот факт, что правительство Москвы уже давно настроено соединить два берега, на одном из которых – храм Христа Спасителя, Пушкинский музей и целый ряд других культурно-духовных объектов, а на другом, к сожалению, промышленная фабрика. В таком случае уступка «Красного Октября» выглядит как помощь в реализации этой идеи. Однако это не так – московским правительством предусмотрены объекты культурного назначения, но лишь в рамках проекта, который получил говорящее название «Золотой остров». В ближайшем будущем на всей этой территории будет возведен элитный район, а до тех пор московские власти не ведают, что происходит на этом участке.

На деле все гораздо прозаичнее: личное знакомство художника Владимира Дубосарского (известного по дуэту с Александром Виноградовым) с владельцами фабрики позволило договориться о предоставлении территории фабричных гаражей с невысокой арендной платой под арт-центр. В начале речь шла о двухгодичной аренде, но, в связи с затянувшимся проектом преображения набережной, «АРТ-Стрелка» пока живет.

Очень удачно было найдено название – после закрытия проекта «АРТ-Клязьма», организаторы приплюсовали «АРТ» к историческому названию места. Территория набережной представляет собой остров, заканчивающийся «стрелкой». В довоенные годы здесь располагался одноименный Гребной клуб, занимавший «стрелку» острова. Первые слоганы нового творческого кластера – например, «Забейте стрелку с искусством» – рождались легко, хотя особого акцента на употреблении «стрелки» именно в этом значении не ставилось.

Особенности функционирования

«АРТ-Стрелка» была создана по инициативе художников, в частности Владимира Дубосарского. Принято считать, что это второе рождение «АРТ-Клязьмы», однако это не так – «АРТ-Стрелка» это совершенно другой проект, которые работает не с художниками, а с галереями. Первоначально поддержка осуществлялась владельцем территории – фабрикой «Красный Октябрь», однако заключалась она лишь в предоставлении территории и небольших финансовых выплатах, которые помогли провести первый вернисаж и сделать ремонт. Помимо этого на деньги «Красного Октября» созданы нынешние баннеры «АРТ-Стрелки». Никакой поддержки от города или государства нет, хотя информация о культурном центре распространяется достаточно широко. Самым же главным, в плане поддержки, администрация считает отсутствие вмешательства со стороны как собственника, так и властей. Этого хватает для нормального функционирования, поэтому «АРТ-Стрелку» можно смело отнести к малому культурному бизнесу, однако союзом культуры и бизнеса это едва ли можно назвать.

«АРТ-Стрелка» существует только за счет галерей и, несмотря на широкий интерес со стороны публики, ни одна попытка фандрейзинга не дала результата – инвестиции культурному центру привлечь не удалось. Кураторами «АРТ-Стрелки» являются инициаторы этого проекта – Ольга Лопухова и Владимир Дубосарский.

Особенно стоит отметить модель сосуществования множества галерей – довольно необычный, но крайне эффективный способ ведения галерейного дела. В этом и заключается отличие «АРТ-Стрелки» как кластера от других галерей – все входящие в нее галереи существовали до «АРТ-Стрелки», однако объединение вывело их деятельность на новый уровень. Это ощущают не только владельцы галерей, но и посетители, включая СМИ.

Сектор

Структура «АРТ-Стрелки» предельно проста: под одной крышей находится десяток галерей, каждая из которых устраивает свои выставки. Некоторые галереи существуют с момента основания «АРТ-Стрелки», другие время от времени сменяют друг друга. Отбор галерей, которым суждено находиться на «АРТ-Стрелке», носит субъективный характер – кураторы Ольга Лопухова и Владимир Дубосарский отбирают их лично и руководствуясь личными контактами. Как правило, на «АРТ-Стрелку» попадают представители «своего круга» – локального сегмента, связанного с современным искусством.

Попавшие на «АРТ-Стрелку» галереи занимаются отбором художников и предметов современного искусства, с которыми они будут работать. Разумеется, имеет место согласование с кураторами центра. Сама «АРТ-Стрелка» ничего не производит и галереи, расположенные на ее территории не занимаются поддержкой художников. Они работают с уже готовым продуктом, созданным художниками в своих мастерских, и являются посредниками между авторами и покупателями, производя при этом свой особый продукт в виде специальных событий.

Потребности «АРТ-Стрелки»

«АРТ-Стрелка» создает впечатление культурной организации, у которой есть все. Выбранный формат работы, при котором каждая галерея обязана делать новую выставку в конце каждого месяца, оказался крайне удачным. И публика, и пресса имеют возможность посещать мероприятия «АРТ-Стрелки». Конечно, не последнюю роль играет расположение культурного центра – это место у многих уже ассоциируется именно с «АРТ-Стрелкой».

В плане взаимодействия с другими творческими организациями проблем также не наблюдается. С «АРТ-Стрелкой» сейчас сотрудничают проходящая в ЦДХ выставка «АРТ-Москва», «Кинотеатр.DOC» и многие другие творческие индустрии и организации. Культурный центр не занимается арендой, поэтому попасть на территорию можно только при наличии культурной составляющей, причем это должен быть предмет современной культуры. Даже промо-акция радиостанции «Серебряный Дождь» была обыграна балетом снегоуборочных и строительных машин.

Основные потребности «АРТ-Стрелки» заключаются в инвестициях, которые позволят выйти на новый уровень и дадут надежду стать культурным центром на территории «Золотого острова».

Пути развития

Как и «АРТ-Клязьма», которая существовала в виде временного проекта, «АРТ-Стрелка» рассматривается также в проектном режиме, поэтому особо долгосрочных планов развития организаторы не строят. Программой-максимум организаторы «АРТ-Стрелки» считают реализацию почти утопической цели – строку в бюджете страны или города на создание и развитие культурных организаций подобного типа. Это помогло бы удовлетворить и основные потребности, о которых было сказано выше. Однако этой идее вряд ли суждено сбыться – ни «Красный Октябрь», ни власти Москвы инвестировать в «АРТ-Стрелку» не планируют. Поэтому остается лишь ждать от ее организаторов какого-то нового проекта.