Подписка на рассылку
E-mail:

ФИО:

Организация:



* Все поля обязательны
для заполнения






Rambler's Top100
Rambler's Top100


XI ДЯГИЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ «ТВОРЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ МОСКВЫ: НАБРОСОК КАРТЫ»

XI ДЯГИЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ

«ТВОРЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ МОСКВЫ: НАБРОСОК КАРТЫ»

Организаторы: Факультет «Предпринимательство в Культуре» Международного Университета в Москве; Институт культурной политики XI Дягилевские чтения «Творческие кластеры Москвы: набросок карты» прошли 23 марта 2006 года в атриуме Международного Университета в Москве. Вели чтения декан Факультета «Предпринимательство в культуре» И.Г.Хангельдиева и директор Института культурной политики М.Б.Гнедовский.

 В первой части состоялись пять презентаций студентов Факультета «Предпринимтельство в культуре», посвященных пяти московским промышленным объектам, которые в последние два года были конвертированы в новые центры творческих индустрий.

К ним относятся:

  1. Центр Дизайна ARTPLAY
  2. АРТ-Стрелка
  3. Проект «FабRика»
  4. Газгольдерный завод
  5. «Винзавод»

Отдельное сообщение было посвящено развитию творческих кластеров в Великобритании. Во второй части состоялась дискуссия, на которой обсуждались следующие вопросы:

  • Что такое «творческий кластер»?
  • Чем обусловлено появление творческих кластеров?
  • Какие бывают творческие кластеры?
  • В чем заключается стратегия развития творческого кластера?
  • В каких форматах может осуществляться поддержка творческих кластеров?
  • В чем польза творческих кластеров для городского развития?

В дискуссии приняли участие студенты, преподаватели, эксперты и журналисты. Чтениям предшествовала исследовательская работа студентов Факультета «Предпринимательство в культуре», которые должны были выбрать один из пяти предложеных московских творческих кластеров, собрать по нему материалы, встретиться с представителями менеджмента и подготовить доклад. В этой работе участвовали Анна Манюк, Карина Аракелова, Алексей Игнатиков, Надежда Лейтес, Халил Ибрагимов, Николай Перевощиков, Григорий Цветков, Алина Фроленко, Глеб Грицук и Антон Черенков.

 Для исследовательской работы студентов была предложена следующая схема описания кластера:

  1. Территория. Что было до возникновения кластера? В какой части города находится? Окружение кластера.
  2. Люди. Кто инициаторы создания кластера? Владельцы (муниципальная собственность/частная). Творческие лидеры. Управляющие. Потребители продукта. Посетители кластера.
  3. Деятельность. Сектор творческой индустрии. Общее видение, мировоззрение, объединяющее организации и людей в кластере. Взаимодействие внутри кластера. Является ли кластер открытым для публики? Структура и инфраструктура (кафе, выставочные залы и т.д.). Проекты.
  4. Перспективы развития. Является ли кластер устойчивым (выживет ли он через 5 лет)? Влияет ли кластер на окружающую городскую среду? Что необходимо кластеру для развития?

Поскольку в отечественной литературе отсутствуют развитые представления о творческих индустриях и кластерах как одной из основных форм их организации, в основу исследования были положены британские определения, выработанные в конце 1990-х годов. Что такое творческие индустрии? Это «деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности» (Департамент культуры, СМИ и спорта Правительства Великобритании). Из чего складываются творческие индустрии?

По классификации того же Департамента, творческие индустрии включают такие области, как:

  • Реклама
  • Архитектурное проектирование
  • Ремесла, дизайн мебели
  • Моделирование (дизайн) одежды
  • Создание кино- и видеопродукции
  • Графический дизайн
  • Развлекательное и образовательное программное обеспечение (в частности, компьютерные игры)
  • Музыкальная индустрия и звукозапись
  • Исполнительские искусства и массовые зрелища
  • Теле-, радио- и интернет-вещание
  • Визуальные искусства и антикварный бизнес
  • Литературная и издательская деятельность
  • Музейная деятельность

Что такое творческий кластер? Наиболее распространенное определение «экономического кластера» дано в книге Майкла Поттера «Соревновательные преимущества наций»: «географическая концентрация взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, сервисных структур, фирм, работающих в смежных областях, и других связанных с ними организаций (например, университетов, агентств, торговых ассоциаций), которые действуют в определенных областях и одновременно конкурируют и сотрудничают друг с другом».

Словосочетание «творческий кластер» подразумевает, что компании, входящие в кластер, относятся к творческим индустриям. Как показала дискуссия, московские творческие кластеры в основном воспроизводят модели, уже известные в Великобритании и в других странах. Отличие состоит в том, что появление кластеров в Москве не было следствием целенаправленных усилий правительства, направленных на освоение бывших промышленных территорий и одновременно – на развитие творческого сектора экономики.

В то время как в Великобритании такая политика, предполагающая поддержку творческих индустрий, проводится на национальном и муниципальном уровнях с 1998 года, в Москве все кластеры возникли в результате частной инициативы предприимчивых творческих профессионалов и менеджеров. Вместе с тем, московские творческие кластеры насчитывают едва два года. Их появление является знаком нового этапа развития – как в Москве, так и в целом в России, – развития, предполагающего активное включение культурных и творческих ресурсов в становление новой постиндустриальной экономики. Рано или поздно такое развитие должно получить и государственную поддежку.