Подписка на рассылку
E-mail:

ФИО:

Организация:



* Все поля обязательны
для заполнения






Rambler's Top100
Rambler's Top100


ЦЕНТР ДИЗАЙНА «ARTPLAY»

Глеб Грицук

Студент Факультета «Предпринимательство в культуре» Международного Университета в Москве

ЦЕНТР ДИЗАЙНА «ARTPLAY» www.artplay.ru 

Магазин проектов

м. Парк Культуры, ул. Тимура Фрунзе, д.11

Центр дизайна ARTPLAY – один из первых полноценных творческих кластеров Москвы. Свою историю центр ведет с 2003 года, как галерея дизайна ARTPLAY. Первоначально это было место, куда привозили редкие элементы интерьера – например эксклюзивную мебель из экзотических стран, что привлекало как дизайнеров и архитекторов Москвы, так и просто продвинутую часть богемы столицы. Располагалась галерея в обычном офисном здании на Миусской площади и занимала лишь 600 м2. Однако на этом пространстве помимо показа и продажи мебели проходили различные массовые мероприятия: выставки живописи и скульптуры, фотовыставки, вечеринки совместно с глянцевыми изданиями, литературные и мультимедиа-презентации и т. д. Там же прошло одно из первых выступлений еще мало известной в тот момент украинской группы «Пятница».

Что касается названия, то в нем изначально была заложена главная концепция проекта. Сочетание двух английских слов «art» и «play», в основу которого положено понимание процесса восприятия искусства как игры и игрового характера самого творчества, имеет достаточно прочные корни: это сразу понимаешь посетив хотя бы Центр Помпиду в Париже или Галерею Тейт в Лондоне. Интерактивность и игровой характер экспозиции – вот что коренным образом отличает эти учреждения от наших музеев. Но еще одну вещь закладывали идеологи создания ARTPLAY под руководством Алексея Рудакова в свое название – это концепция восприятия жизни как искусства. В галерее не просто продавали эксклюзивную мебель и предметы интерьера – там пропагандировали искусство жить и демонстрировали все, что имеет к этому искусству хоть какое то отношение – от мебели и архитектурно-дизайнерских разработок до музыки и живописи.

Однако в 2004 году здание бизнес-центра на Миусской площади перекупили и галерее пришлось искать новое место.

На 4 месяца проект повис в воздухе. Новым местом стало помещение красильного цеха здания старинной московской фабрики «Красная Роза», чье производство было перенесено в Подмосковье. Уже в мае 2005 года, после реконструкции здания, идея которой принадлежала Сергею Десятову и команде архитектурного бюро «Дом-С» – ныне архитектурное бюро ARTPLAY, – центр дизайна ARTPLAY праздновал свое второе открытие. Однако сразу после этого концепция стала быстро меняться. ARTPLAY стал превращаться в полноценный творческий кластер – как внутри, так и снаружи.

Сразу после открытия галереи, архитектурного бюро и шоу-рум ARTPLAY в новоиспеченный центр стали «проситься» партнеры и коллеги, которые и спровоцировали руководство на рискованный шаг по освоению еще 9000 м2 площади фабрики (дополнительно к уже освоенным 1000 м2) для сдачи в аренду другим архитектурным и дизайнерским бюро. В результате в остальной части здания разместились 19 архитектурных бюро, дизайнерские и художественные мастерские, рекламное агентство, два продюсерских центра экспериментального кино – американский и русский, – салоны отделочных и декоративных материалов, сантехники, света, магазин аудио-видеотехники. Всего сегодня здесь «живут» более 50 организаций относящихся к той или иной творческой индустрии. Кроме того, в центре открылись кафе «Keks» и ресторан «Suzy Wong Bar», которые также служат площадками для проведения различных культурных и массовых, арт- и бизнес-мероприятий.

Сразу стали складываться «бизнес-связки». Например, по соседству с более чем дюжиной архитектурных бюро разместился бутик керамики. «Зачем архитектору ехать через весь город, чтобы купить плитку, когда один из лучших поставщиков находится рядом. Тем более, что многие партнерства складывались и за счет уже наработанных личных контактов,» – говорит Алина Сапрыкина, директор выставочной площадки центра. По такому же принципу следом открылись салон дверей, мрамора и сантехники.

Были и неожиданные гости. Например в ARTPLAY сегодня находится студия постпродакшна «Первого канала».

Говоря о воздействии кластера на район, где он находится, нельзя не заметить значительно возросший интерес к реконструкции остальной площади архитектурного комплекса фабрики «Красная Роза». Менее чем через год после открытия центра дизайна по соседству открылось после реконструкции другое здание фабрики – ныне бизнес-центр «Красная Роза». Район стал интересен и для банковского сектора, прямо по соседству с ARTPLAY разместился один из крупных московских банков.

Более широкий взгляд на расположение центра дает следующую картину: хотя в непосредственной близости нет сколько-нибудь крупных культурных объектов, однако на расстоянии одной станции метро находятся сразу две примечательные культурно-выставочные площадки. Это Московский Дом Фотографии, с которым ARTPLAY уже успел провести совместный проект, и один из крупнейших в Москве выставочных центров – ЦДХ. Также в относительной близости – Парк Культуры – крупнейший некогда досуговый центр столицы.

Говоря об аудитории ARTPLAY, нужно в первую очередь заметить, что он является открытым кластером. То есть фактически любой человек может зайти на территорию кластера и перемещаться там совершенно свободно – за исключением специальных мероприятий (концертов, выставок, презентаций и пр.). С превращением ARTPLAY из галереи в центр расширилась и аудитория кластера. Сегодня это и заказчики на квартиры и дома, и государственные заказчики архитектурных услуг, и покупатели дизайнерской мебели – обычно люди с доходами выше среднего. Однако, благодаря культурно-выставочной и презентационной деятельности, в центре можно встретить и совсем иную аудиторию. Сегодня и студенты, и их преподаватели имеют возможность побывать в центре ARTPLAY на концерте, выставке, научной конференции или круглом столе. Здесь также проводятся совместные проекты с другими галереями и музеями Москвы.

Такой разброс в публике не случаен. Ведь сегодня ARTPLAY это:

  • демонстрация и продажа дизайнерской мебели и предметов интерьера;
  • архитектурное бюро;
  • выставочная и презентационная площадка;
  • кафе «Keks» и ресторан «Suzy Wong Bar»;
  • 18 архитектурных бюро;
  • 22 поставщика и производителя;
  • две кинокомпании;
  • редакция;
  • и даже туристическое бюро.

Свободного для аренды места, на сегодняшний день, в центре дизайна ARTPLAY нет. Однако тот факт, что дирекция ARTPLAY не является непосредственным собственником здания, и неопределенность в вопросе дальнейшего размещения на территории фабрики подталкивает управляющих центра искать новые пути развития. «Помимо поиска нового места для ARTPLAY мы видим развитие центра и в активизации бизнес-процессов внутри кластера,» – рассказывает Алина Сапрыкина. Создание новых «бизнес-связок» и «перекрестных проектов», привлечение представителей новых отраслей творческих индустрий – вот главные на сегодняшний день цели руководства центра. Одна из насущных проблем аренды решается сегодня созданием нового культурного, информационного и делового центра ARTPLAY. Запуск проекта центрального комплекса ARTPLAY на пересечении Москвы-реки с Третьим транспортным кольцом, общей площадью ориентировочно 35 000 м2, с офисами, шоу-румами и большим количеством выставочных площадей планируется на конец 2007 года.