Подписка на рассылку
E-mail:

ФИО:

Организация:



* Все поля обязательны
для заполнения






Rambler's Top100
Rambler's Top100


ТВОРЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ МОСКВЫ – ПРЕДМЕТ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО АНАЛИЗА

И.Г.Хангельдиева Д. ф. н., профессор, декан факультет «Предпринимательство в культуре» Международного университета в Москве

ТВОРЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ МОСКВЫ – ПРЕДМЕТ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО АНАЛИЗА

23 марта 2006 г. факультет «Предпринимательство в культуре» Международного университета в Москве и Институт культурной политики провели XI Дягилевские чтения на тему «Творческие кластеры Москвы. Набросок карты».

Дягилевские чтения – проект факультета «Предпринимательство в культуре», призванный стимулировать самостоятельную научно-практическую работу студентов. Чтения проходят ежегодно в марте, в один из дней, близких к дню рождения Сергея Дягилева. В этом году впервые Дягилевские чтения проводились совместно с Институтом культурной политики. Это партнерство для нас является знаковым. Институт культурной политики – негосударственная организация, которая занимается близкими нам вопросами. В первые годы существования факультета, когда требования к набору дисциплин были довольно мягкими, у нас преподавался предмет «Культурная политика и планирование в культуре», который мы заимствовали из учебных программ британских университетов, где осуществлялась подготовка по родственным нам специальностям. К сожалению, через несколько лет в учебные планы были внесены коррективы, и предмет был упразднен. Но мы стараемся компенсировать его в других формах.

Осенью 2005 года факультет «Предпринимательство в культуре» по приглашению Института культурной политики принимал участие на правах соорганизатора в Первом Московском Международном Форуме «Культура плюс». Участники Форума помнят, что проблематика творческих кластеров, актуальная в Европе, обсуждалась в контексте развития культуры и творческих индустрий. В ходе дискуссий родилась идея вынести в повестку очередных Дягилевских чтений осмысление вопросов возникновения, развития и функционирования творческих кластеров – причем, именно в Москве, где возможно собрать материал из первых рук, описать и проанализировать это новое и интересное социокультурное явление. В течение 11 лет факультет заявлял для обсуждения на Дягилевских чтениях актуальные и малоисследованные темы. Для нас это принципиально. Мы стремимся опережать развитие теории, которая иногда существенно отстает от реалий практики.

В последние годы Дягилевские чтения были посвящены следующим темам:

  • «Арт-фандрейзинг (2002);
  • «Особенности брендинга в области культуры и искусства» (2004);
  • «Предпринимательство в культуре и культура предпринимательства» (2005).

Важно отметить, что тематика чтений обычно связана с подготовкой дипломных проектов. В данном случае вопросам творческих кластеров посвящена дипломная работа выпускницы факультета 2005 года Анны Манюк, которая специально изучала этот вопрос в Великобритании. Еще 9 студентов младших курсов получили задание в ходе «полевого исследования» изучить феномен творческих кластеров в Москве. Среди них – студенты 1 курса Карина Аракелова, Алексей Игнатиков, Надежда Лейтес, Халил Ибрагимов, Николай Перевощиков, Григорий Цветков, Алина Фроленко и студенты 2 курса Глеб Грицук и Антон Черенков.

Кроме организаторов, экспертов и студентов-исследователей, к обсуждению были приглашены организаторы самих творческих кластеров. Правда, откликнулся на приглашение только Н. Палажченко, арт-директор вновь создаваемого в Москве «Винзавода», и некоторые представители творческих индустрий. Чтения также заинтересовали представителей СМИ. Здесь были корреспонденты «Коммерсанта», «Артмаркетинга», ряда других изданий. Готовясь к проведению чтений, мы пытались привлечь внимание городских властей, к которым обратились с приглашением принять участие в дискуссии, но, к сожалению, они остались равнодушны к данной проблеме. Обсуждение проходило в два этапа.

Первый этап – студенческий, где были представлены результаты исследования пяти московских кластеров, выполненные студентами. Все они получили высокую оценку и были признаны профессиональными как по содержанию, так и по форме – это отметили практически все участники обсуждения, включая представителей творческих индустрий. В рамках первого этапа была сделана попытка ввести основные понятия и термины, необходимые для описания кластеров. Рассматривая конкретные примеры, студенты, вместе с тем, постоянно касались более общих вопросов:

  • что такое кластеры,
  • в чем их специфика,
  • каким образом они возникли и функционируют в Европе и в Москве
  • какие типы кластеров сегодня характерны для российской столицы
  • какие «болевые точки» характерны для их развития и т.д.

Второй этап был дискуссионным – в нем приняли участие студенты и преподаватели факультета, представители творческих индустрий, эксперты и жупналисты. По итогам Дягилевских чтений 2006 года Факультет предполагает подготовить и опубликовать коллективную монографию с рабочим названием «Творческие кластеры в Великобритании и России. Опыт сравнительного анализа». Мы также надеемся, что плодотворное сотрудничество с Институтом культурной политики продолжится и мы станем постоянными партнерами.