Подписка на рассылку
E-mail:

ФИО:

Организация:



* Все поля обязательны
для заполнения






Rambler's Top100
Rambler's Top100


ТВОРЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Анна Манюк, студентка Факультета «Предпринимательство в культуре» Международного Университета в Москве

ТВОРЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

В переводе с английского слово «cluster» означает «совокупность особей, индивидуумов, предметов; группа домов, строений, зданий, имеющих один двор». Как глагол, оно означает собираться группами, толпиться, тесниться; объединяться.

В физике, кластер – это малая группа атомов и молекул. В астрофизике существуют понятия звездного и галактического кластера, которые обозначают малую или большую группу звезд и космических объектов, имеющих общее гравитационное поле, т.е. притягиваемых друг к другу.

Кластер – в вычислительной технике – группа компьютеров, объединенных высокоскоростными каналами связи и представляющая с точки зрения пользователя одну многопроцессорную вычислительную машину.

Кластер – это также экономическое понятие, которым обозначают пространственное скопление независимых предприятий, относящихся к одной отрасли. Хотя они никак организационно не объединены, между ними складываются разнообразные отношения – от прямого технологического сотрудничества до обмена кадрами, идеями и т. д.

Исходя из физического, технического и экономического определений понятий термина «кластер», мы понимаем, что это некая совокупность взаимодействующих и взаимовлияющих единиц, каждая из которых функционирует отдельно от других, но находясь в едином пространстве, они начинают сотрудничать, тем самым складываясь в сообщество.

В 1980-е годы, в период экономического застоя в Великобритании у слова «кластер» появился еще один смысл. «Творческим кластером» стали называть территориальное и идеологическое единение в определенном районе города представителей творческой среды.

Творческие кластеры – это локально-территориальная концентрация творческих организаций, являющаяся энергетическим творческим центром для создателей и потребителей творческого продукта и позитивно воздействующая на облик окружающей среды.

Как пишет британский исследователь Чарльз Лэндри, художники обычно приходят в бедные, полуразрушенные и «проблемные» районы города, потому что цены на недвижимость там существенно ниже. Их присутствие довольно быстро «облагораживает» район: здесь возникают улицы и кварталы, где кипит жизнь, открываются новые кафе и магазины, строятся бизнес-центры и, как следствие, растут цены на недвижимость, что делает район престижным.

Поскольку практика возникновения и развития творческих кластеров на западе насчитывает уже несколько десятилетий, можно утверждать, что за это время сложилась типология творческих кластеров в зависимости от концепции, природы возникновения и преобладающих составляющих элементов этих объединений.

Так, творческие кластеры можно разделить на:

  • однородные, т. е. объединяющие предприятия одного сектора (например, мультимедиа или дизайн);
  • многопрофильные, т.е. объединяющие предприятия разных секторов (например, дизайнерские и архитектурные бюро, производство кино- и видеопродукции, музыку и т.д.)

По природе возникновения кластеры могут быть:

  • частными, возникшими по инициативе индивидуальных предпринимателей и частных организаций, которые уже впоследствии получают государственную поддержку;
  • муниципальными, возникшими по инициативе и при поддержке городских властей.

В кластерах может преобладать:

  • производственная составляющая, скрытая от посторонних;
  • презентационная составляющая, благодаря которой творческая деятельность выходит в публичное пространство – в виде кафе, магазинов дизайнерской одежды или мебели, выставочных залов, концертных и театральных площадок и т.п.

Отдельный тип составляет кластер, формирующийся вокруг туристической индустрии, вдоль туристических маршрутов. Кластер другого типа создается вокруг телеканала, на который работает множество продюсерских компаний.

Как показывает британский опыт, создание творческих кластеров в городах является частью общей стратегии городского развития, одной из ключевых ее стадий. Впервые кластерный подход был применен в бывшем промышленном городе Хаддерсфилде. Это подход был составной частью концепции модели «Круговорота городского творчества», специально разработанной для вывода города из промышленного кризиса в середине 1980-х гг.

Следом кластерный подход применялся в Манчестере, Ливерпуле, Стаффордшире, Шеффилде, Белфасте и других в прошлом промышленных городах. Сегодня города Великобритании скорее представляют собой уже стройную систему взаимодействующих между собой кластеров с наибольшей концентрацией в той или иной части города.

Например, в Лондоне наибольшая концентрация творческих ресурсов приходится на западную часть города, а также на район Вестминстер – самый крупный и быстро развивающийся. Если сфокусироваться на количестве людей, занятых в творческом секторе Лондона, на долю Вестминстера придется 23% от общего числа. Для сравнения, в финансовом центре города – районе Сити – такая доля составляет 43%. Однако следует отметить, что возможности для потенциального развития творческого сектора экономики существуют в каждом районе Лондона

На сегодняшний день в каждом графстве Великобритании существуют локальные муниципальные программы поддержки творческих индустрий. Наличие посредников в виде консалтинговых и исследовательских агентств упрощает реализацию данных программ, позволяя создавать крепкие, но в то же время гибкие связки между государством, бизнесом и культурой.

В Сообществе Кластеров (the Clusters Group), созданном в Департаменте Торговли и Индустрии Великобритании, отмечают, что «дивиденды от развития творческих кластеров могут быть невероятными при условии поддержания общественного внимания и вовлеченности в экономические процессы». Однако в секторе также могут возникать некоторые трудности: «творческие кластеры – не то же, что и остальные кластеры, и общие стратегии к ним не применимы».

«Успешное развитие творческих кластеров возможно только при условии, что развитие творческих индустрий является осознанным приоритетом политики городских властей. Для успешной реализации такого рода городских проектов требуется продуманная система поддержки, включающая льготную аренду, систему малых кредитов, венчурные инвестиционные фонды и т. д., а также постоянное консультирование небольших компаний по вопросам ведения бизнеса. Важным элементом поддержки являются и специальные агентства, которые служат посредниками между сообществом творческих предпринимателей и городскими властями, поддерживая баланс в этой сложной и динамичной, но, в то же время, хрупкой системе» .

Например, в Лондоне «The London Development Agency» распределяет между специальными агентствами столицы программы исследования творческого потенциала территорий, а затем развития отдельных районов. Эти агентства ежегодно публикуют общие стратегические планы и отчеты о проведенной работе, изучив которые, можно осознать масштаб и глубину их деятельности. И такого рода крупных консалтинговых организаций в Великобритании существует несколько десятков. Благодаря их деятельности, в частности, Великобритания вошла в XXI век как лидирующая в постиндустриальной экономике страна, фокусирующаяся на инвестициях в человеческий ресурс, создание мест его концентрации, инфраструктуру, образование и предпринимательство. Стимулирование предпринимательской активности укрепляет творческий сектор экономики, предотвращает появление барьеров между общественным и частным сектором, а хороший консалтинг и поддержка работают в итоге для всеобщего благосостояния.

Сегодня в мире происходит взрыв активности в творческом секторе, и это глобальная тенденция, связанная с появлением нового типа экономики – «экономики переживаний» (experience economy), или «творческой экономики» (creative economy) (см. рис.1)