Подписка на рассылку
E-mail:

ФИО:

Организация:



* Все поля обязательны
для заполнения






Rambler's Top100
Rambler's Top100


Комментарии эксперта Эндрю Макилроя к результатам ролевой игры

Эндрю Макилрой
Игра в фандрайзинг: некоторые результаты

Мои поздравления всем, кто принял участие в нашей игре. Участники проявили большой энтузиазм и отнеслись к игре творчески и с полной самоотдачей. Мы получили очень хорошие результаты, которые подытожили процесс обучения, происходивший в течение трех дней. Безусловно, это упражнение было игрой, хотя временами оно походило на театр. В предложенном нами формате игры были некоторые недочеты, и поэтому не всегда удавалось психологически приблизить игру к реальному процессу фандрайзинга. Прежде всего, было недостаточно времени, чтобы выясненить всю информацию, необходимую для построения полноценного партнерства, хотя некоторые группы, представлявшие организации культуры, очень быстро решили эту проблему. Большое спасибо за ваши отклики, которые позволят нам в будущем изменить кое-что в формате этой игры.

Как бы то ни было, игра позволила выявить некоторые поразительные черты сходства между выдуманными упражнением и реальностью фандрайзинга. Некоторые их этих совпадений были чисто практическими (нехватка времени, препятствия к встрече с нужными людьми). Другие имели психологический характер и проявились в том, что во время переговоров люди «говорили на разных языках» (работая в Arts & Business, мы часто слышим такие жалобы – как от от представителей бизнеса, так и от людей искусства), а также в опасениях, которые высказывались по поводу перспектив партнерства (это, опять же, очень близко к тому, что происходит в реальной жизни).

В целом, вы столкнулись со следующими проблемами:
· никогда не бывает достаточно информации;
· какие-то элементы информации приходится просто угадывать;
· можно ли верить людям?
· бизнес не всегда четко выражает свои потребности;
· трудно организовать встречу и договориться о времени;
· порой встречи оказываються слишком короткими;
· участники этих встреч часто имеют противоречащие друг другу цели;
· легче говорить, чем слушать, но важнее слушать, чем говорить;
· как представители культуры, так и представители бизнеса, полагают, что другая сторона не осознает подлинных приоритетов и не понимает реального положения дел.

Самым интересным в этом упражнения была игра. Иными словами, те мысли, чувства и разочарования, которые вам пришлось испытать во время игры, и были главным обучающим опытом. В этой игре были смоделированы в миниатюре проблемы и эмоции, возникающие в ходе фандрайзинга. В каком-то смысле самым поучительным был опыт тех представителей культуры, которые играли роль представителей бизнеса, так как им удалось пройти дальше по пути понимания проблем бизнеса. Вместе с тем, я надеюсь, что и группы, игравшие представителей культуры, тоже продвинулись в понимании того, как можно четко и кратко представлять свою работу и как творчески подходить к своим собственным финансовым проблемам. В своих заключительных выступлениях представители бизнеса и культуры высказали ряд важных замечаний, которые представлены ниже. Надеюсь, они будут вам полезны.

Семья Стасовых
- Личные предпочтения каждого из супругов Стасовых были выражены вполне отчетливо.
- Они были готовы проявлять гибкость и идти навстречу организациям культуры, даже если их идеи не вполне соответствовали идеям грантодателей.
- Стасовы ощущали, что группы продвинулись в направлении к интересам доноров, однако не в достаточной мере
- Кроме того, им казалось, что организации культуры не проявляют достаточного профессионализма. У Стасовых не было времени, чтобы поредъявить свои интересы, но вместе с тем им не удалось получить ясного представления и о деятельности организаций культуры.
- Было очевидно, что у членов семьи есть конфликтующие интересы. И в самом деле, в среде состоятельных благотворителей семейная история часто влияет на выбор объектов финансирования.

Кучка Электроникс

- Представители этой компании столкнулись с тем, что денежные запросы организаций культуры оказались слишком высокими. При этом ни одна из организаций не была готова изменять свои бюджеты с учетом потребностей компании.
- Лишь немногие соискатели пытались показать, что их деятельность будет способствовать решению специфических проблем компании в Поволжье.
- Не нашлось ни одного долгосрочного проекта, способного облегчить решение стратегических задач компании, рассчитанных на три года.
- Выгоды, которые представители культуры предлагали представителям компании, были однообразны и примитивны. Как в предлагаемых проектах, так и в организации сотрудничества между культурой и бизнесом, не хватало новаторства.
- Представители культуры демонстрировали незначительный интерес к самой компании, и были слишком сосредоточены на деньгах для своих проектов.
- Однако проекты менялись и отшлифовывались в процессе игры. Как заявил представитель компании, им не нужно было много информации, но нужна была информация, имеющая отношение к делу.

Фонд CIVICUS

- Представители Фонда сказали, что все представленные им проекты были творческими и пожалели, что не могут поддержать их все. Это довольно типичная реакция именно для фондов, ибо их целью в конечном счете является финансирование проектов.
- Выбор Фонда определялся приоритетом «борьбы с бедностью», а не интересами представителей культуры. Трудность состояла в соединении этих двух сфер интересов, и это было не просто достичь.
-Представители Фонда сомневались в реалистичности предлагаемых проектов. В самом деле, можно ли их реализовать в предлагаемых временных и бюджетных рамках? Как правило, фонды действительно способны оценивать практическую реальность проектов. В данном случае представители Фонда даже позволили себе иронизировать насчет кладезя культуры в малых провинциальных городах. По их мнению, организации культуры несколько переигрывали, пытаясь объяснить значимость своих проектов.
- У представителей Фонда сложилось впечатление, что организации культуры просили недостаточно денег и в то же время не сумели предложить достаточно масштабных проектов, соответствующих критериям Фонда.
- Вместе с тем, они понимали, что, будучи фондом, они не могут изменить своих критериев. В такой ситуации организации культуры должны были проявлять болшую гибкость и стремление соответствовать целям Фонда.

Нефтяная компания БПР

- Поскольку идеи, предложенные этой компании, не были четко сформулированы, у БПР возникало желание самим вносить кардинальные измения в предлагаемые проекты, чтобы они отвечали их потребностям.
- Им казалось, что очень простые проекты форулировались очень сложно. Нужны более простые и убедительные аргументы.
- Компании хотелось видеть влияние своего финансирования, но это не было очевидно ни в одном из проектов.
- Большое количество проектов вынудило их разработать систему оценки для отбора проектов. В реальности такой подход характерен для многих больших компаний, получающих множество предложений практически ежедневно.
- БПР хотели бы поддержать какой-нибудь масштабный и амбициозный проект, но все предложенные проекты оказывались слишком узкими.
- Представители компании оценили традиционные проекты как очень скучные. Так говорят многие крупные корпорации, однако в действительности им часто не хватает информированности, опыта или смелости, чтобы воплощать действительно инновационные идеи.
- Компания хотела бы поддержать долгосрочный проект длительностью минимум 2 года.

Консалтинговая фирма Slinky, Smoozy and Slimy (SSS)

- Будучи ведущей компанией в сфере консалтинга, ССС хотели бы видеть «выдающиеся решения». Будучи компанией, которая занимается проблемами менеджмента и тренинга персонала, они хотели бы помогать не только деньгами, но и консультациями. Но они не смогли найти никого, кому они смогли бы предложить такого рода помощь.
- Их задача – упрочить свой имидж на рынке консалтинговых услуг. Для этого им надо продемонстрировать, что они способны эффективно работать с необычными проектами в сфере культуры. Но им оказалось трудно найти проекты, которые отвечали бы этим специфическим потребностям. В действительности такого рода компании обычно ищут партнера, который сможет подстроиться под их задачи. По-видимому, в такой ситуации организациям культуры нужно было отказываться от своих собственных первоначальных проектов и создавать что-то новое.
- ССС хотели видеть проект, который бы повлиял на 500 крупнейших компаний в России, но ни одна из групп не могла предложить ничего подобного.

ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ

Реакции организаций культуры были поразительно одинаковы. При взаимодействии с бизнес-структурами и благотворителями они столкнулись со многими схожими проблемами. Все они зафиксировали наличие противоречий между целями бизнеса и культуры. Все достаточно критично оценили возможности бизнеса в понимании предлагаемых проектов. Они одинаковым образом пытались убедить представителей бизнеса в важности своих проектов, и при этом проявляли схожие достоинства и недостатки.

Сильные стороны организаций культуры
- творческий подход к проектам;
- некоторая степень гибкости;
- большие амбиции;
- уверенность в собственной творческой способности;
- способность мыслить в широких контекстах;
- открытость к партнерству с другими представителями культуры с целью удовлетворения потребностей спонсоров.

Слабые стороны организаций культуры
- обращались к слишком большому количеству спонсоров;
- не умели выслушать спонсора и понять его потребности;
- преувеличивали свою способность презентировать свои идеи;
- представляли проекты в слишком сложном виде;
- не могли убедительно определить цели проектов;
- не могли вовремя выяснить, какими проектами занимаются другие группы культуры, чтобы внести коррективы в свои проекты;
- не могли критически подойти к своим проектам и представить варианты их реализации.