Подписка на рассылку
E-mail:

ФИО:

Организация:



* Все поля обязательны
для заполнения






Rambler's Top100
Rambler's Top100


Андрей Архангельский. Голосование ягнят

Премьера театрального проекта «Демократия» в ТЕАТР.DOC

Театральный проект «Демократия.doc» поначалу задумывался как сборник документальных свидетельств, опросов людей на заданную тему — как это обычно принято в ТЕАТР.DOC. Однако в процессе подготовки спектакля стало ясно, что документальный метод в соединении с абстрактным понятием (демократия) не работает. Раз так, значит, действующими лицами и должны быть эти все. То есть обычные зрители. Помимо драматургов (Иван Угаров и Нина Беленицкая) и режиссера (Георг Жено) в проект приглашены два практикующих психолога. Во время спектакля они устраивают со зрителями тренинг по методу психолога Арнольда Миндела («процессуальная работа»): это способ разрешения человеческих конфликтов при помощи проигрывания на сцене собственных же ролей.

Власть инертна и равнодушна, силовые структуры беспомощны, интеллигенция ушла в отшельники, за внешним протестом радикалов проглядывается детская ранимость и комплексы; процессами в стране пытается руководить непонятно откуда взявшийся самозванец. Равнодушие власти отзывается болью в сердцах народных масс. Зреет революция. Самозванец, пользуясь всеобщим разбродом, берет власть в свои руки. Переворот происходит при снисходительном хихиканье (вначале) и мрачном унынии (в конце) зрителей.

Психологи, с которыми довелось пообщаться после премьеры, морщатся при слове «спектакль» или «игра»: тем не менее происходящее, не являясь театром по сути (сюжет и герои формируются по ходу, чистый экспромт), является чистейшим «театром» по степени эмоционального воздействия. Завораживающий эффект дополняется непониманием цели происходящего. Цель-то какая у спектакля? — допытываешься у психологов; никакой цели — отвечают. Увидеть человека в его развитии. Однако, по утверждению психологов, восемь случайно отобранных зрителей воспроизвели на сцене почти в точности историю постсоветских 90-х с пугающей узнаваемостью.

Суть метода проста: что бы мы ни играли, мы всегда реконструируем те ситуации, которые случались с нами в реальной жизни. Таким образом, происходящее на сцене — отражение, реконструкция глобальных процессов в обществе. Первая мысль, которая приходит после «Демократии»: никаких других 90-х, кроме тех, что были, у нас и не могло получиться: все закономерно. Возможно, утверждают психологи, что на сцене было разыграно и некое ближайшее будущее — но этого нам знать не дано. В этом — главная интрига «Демократии».

Чистота эксперимента, правда, была подпорчена тем, что в прошлую субботу на премьеру «Демократии» пришли люди, отчасти знакомые между собой, а то и вовсе заинтересованные – как, например, Михаил Угаров или драматург Михаил Дурненков, которые по результатам всенародного волеизъявления оказались на сцене в роли «просто людей». Однако самыми непредсказуемыми и интересными «героями» оказались все же случайные зрители. Скоро «Демократию» повезут в провинцию: вот там-то, по словам Михаила Угарова, и начнется самое интересное.

Психологические выводы о причинах не сбывшейся у нас демократии (мы не сильно ошибемся, если именно так сформулируем задачу проекта) можно, однако, сделать уже сейчас — по результатам спектакля-игры.

1. Отсутствие «естественных» лидеров — ими становятся «за неимением», в демократы у нас словно бы выталкивают, нет — в хорошем смысле — жажды власти и идеалистических устремлений. Отсутствие в конце концов обычной человеческой энергии. Отсюда — пугающая непредсказуемость действий власти.

2. Никто из избранных народом зрителей не знает, чего хочет: любые идеи строятся только на отрицании существующих. На демократическом сленге это называется «отсутствие позитивной программы».

3. Присутствие некой тайной пугающей угрозы, третьей силы, нейтрализовать и даже сформулировать которую никто не может.

…Для полноты реконструкции 90-х спектаклю не хватало воровства в особо крупных размерах. Жизнь выдала спектаклю своеобразный сертификат правдивости: во время послепремьерной пьянки из гримерки была похищена вся выручка от проданных билетов. Похититель не найден.

_____________________________________

Источник: http://www.ng.ru