Подписка на рассылку
E-mail:

ФИО:

Организация:



* Все поля обязательны
для заполнения






Rambler's Top100
Rambler's Top100


Елена Дьякова. Лозунг русской демократии: каждому — по барабану

«Демократия.doc». Режиссер — Георг Жено

Вместо программки спектакля у входа вручают концепт проекта: «19 августа 1991 года перевернул (так! — Е.Д.) жизнь людей, которые тогда назывались советскими… С тех пор прошло 15 лет. …Гражданское общество, свобода, демократия — об этом в России никто не хочет слышать, потому что вера… потеряна. Что случилось с человеком, живущим в России, за эти 15 лет? Во время спектакля зрители становятся исследовательской группой, и мы вместе пробуем узнать, что такое демократия в России и нужна ли она ей. Это экспериментальный жанр, которого еще никогда не было на русской сцене». Ободранный подвал ТЕАТР.DOC полон: медитировать о русской демократии пришли человек сорок. Ну и на лекциях «Полит.Ру» тем же ныне занимаются полсотни душ.

Вечер ведут приятные молодые люди: он — брюнет, она — блондинка, оба «специалисты по процессуальной психологии» и отвечают за сохранность психики зрителей. Зал должен выбрать человека, из подсознания которого извлекут образ родины. Побеждает приметный юноша Петр (пряди волос выкрашены алым, как перышки у красного петуха).

— Что вам видится при слове «Россия»?

— Равнина, — говорит избранник народа. — На ней — мужик.

— Что делает мужик на равнине? — Пашет.

— Подумайте еще. Вглядитесь в себя. Старайтесь избегать общих мест…

— Нет! Он пашет! — говорит медиум.

— Идет за Плугом и Конем от Москвы к Владивостоку. Мужик голый и красный. У него есть Ружье. За Мужиком следит Медведь. Медведь Мужика в душе боится, а Мужик его нет. Потому что Мужику все по барабану. Еще в поле водятся мыши, миллионы мышей. И над всем кружит Черный Ворон.

— Дом у Мужика есть? — кричат из зала (конечно, бабы). — Квас на пожню кто несет?

— Извините, — честно отвечает Петр. — В моей картине мира дома у Мужика нет.

Под конферанс психологов назначают зрителей на роли Мужика, Коня, Медведя, Ворона, Плуга и Мышей. (Вроде они не подсадные: Мужиком стал театральный критик Глеб Ситковский. Глеб клянется, что с ТЕАТР.DOC в сговор не вступал. Но ведь в образ Родины в 1990-х вошло и это: никому ни в чем до конца не верить…)

Тут, разочаровавшись в русской демократии, уходят человека три. Что в процентах почти соответствует эмиграции из СНГ. Лица у ушедших неглупые, энергичные.

— Вы не правы! — заклинают вслед психологи. — Еще немного терпения — и все, кто остался, поймут, как этот опыт расширит их историческое сознание!

Срок эксперимента, кстати, ограничен. На всю мистерию — 2 часа 20 минут.

«Депутатам» предложено двигать сюжет о России. В меру личной интуиции. Конь устраивается спать в углу. Мужик оцепенел: ему, как сказано, все по барабану. Нервный Медведь (в миру рокер) объявляет, что он гризли из мировой закулисы. И если в России никто не пашет, то он возьмет Плуг в свои лапы. В интересах равнины и ее мышей.

Но Плуг — барышня в рубахе с орнаментом — решительно отвечает:

— Ты не наш Медведь! Пахать я не дамся. Лучше проржавею и уйду в землю.

…Положительно, эти дебильные недосказки будят в людях глубинные пласты.

Ружье, синеглазый гимназист лет пятнадцати, мучительно вслух решает вопрос:

— Имеет ли Мужик право из меня стрелять? Возьму ли я грех Мужика на душу?

...В зале сидит Оля, доктор наук. Она мечтает спросить у диджеев: «Ребята, где вы учились психологии?». (На глаз ей кажется, что на платных курсах. Так, недель шесть.)

Но, будучи русским интеллигентным человеком, Оля никого ни о чем не спросит.

Ролевая игра в Отечество продолжается. Конь дрыхнет. Плуг ржавеет. Мужик цепенеет. Сюжет стоит. Тогда зрителей просят внести рацпредложения в ход истории.

— Я сыграю Солнце! — предлагает дама в роговых очках. (Судя по лицам, они с мужем пришли всерьез говорить о баррикадах 1991-го. Да и стояли на тех баррикадах.) — Если в России станет больше солнца и витальности, Мужик обязательно начнет пахать!

— Не-а, — цинично отвечает Мужик — Ситковский. — В тепле я и вовсе окосею…

— России нужны Деньги, — бросает плечистый юноша. — Я стимулирую Мужика прийти ко мне через контакт с Плугом. И если будет реальная мотивация…

— Деньги раздайте нам! — пищат Мыши. — Если есть Деньги, зачем пахать? Тут срок исторического эксперимента (не русской демократии, а спектакля) истек. Хохот и гул зрительного зала покрыл убежденный голос ведущего-психолога:

— Нет, ребята! Вы не понимаете, какая интересная выходит социология. На прогоне у нас вышла мистерия о России как об Отшельнике. И это был, по сути, тот же сюжет! Отшельнику тоже все было по барабану!

Естественно, от ТЕАТР.DOC ждали не того. После жесткого спектакля «Сентябрь.doc» по текстам форумов и чатов дней Беслана, после всех опытов verbatim с речами «манагеров», гастарбайтеров, политтехнологов, MTV-шников, солдатских матерей и районных врачей (этот «Док.тор» стоил «Сентября» по фактуре), после всех сырых инсталляций из бытовой речи, где всегда, однако же, было несколько блестящих фраз или эпических реальных историй, ждали обобщения.

Вся честная и нервная чернуха подвального театра и сходится к этому: ежели не метафизика русской демократии, то трансформация России в 1991—2006-м.

И вот она, трансформация. Самое смешное: подсознание Петра и К0 и вправду отразило картину мира. Примерно как «Курочка Ряба» — космогонический миф.

И сам уровень осмысления. И резонанс. И общественный интерес к теме.

…Все это было странно похоже на кооперативную продукцию конца 1980-х. В эпоху кооператоров выяснилось: в одиночку люди умеют производить кривые бумажные фонари. Сыроватые домашние пирожки. Вафли со сгущенкой. Но не более того.

В 1990-х платили за утерю старой хозяйственной традиции. На ходу учились новой. Зато ползло в небытие брошенное «хозяйство» социального анализа и рефлексии.

Журналы прозябали, как фабрики. Все отвыкали от мысли, как от работы у станка. «Демократия.doc» — продукт этой эпохи. Ее домодельный пирожок. Другого нет.

Радеть о демократии, натурально, пришла мыслящая Москва. 2 часа 20 минут мыслящая Москва провела приятно. Не менее содержательно, чем предыдущие 15 лет.

____________________________________________

Источник: http://www.novayagazeta.ru