Подписка на рассылку
E-mail:

ФИО:

Организация:



* Все поля обязательны
для заполнения






Rambler's Top100
Rambler's Top100


Ольга Игнатюк. Зачем написали?

«Демократия. doc» в ТЕАТР.DOC

Скандал

Этот коллектив именует себя «театром, в котором не играют», а его новый проект «Демократия. doc» назвали «жанром, которого еще никогда не было на русской сцене».

Режиссер Георг Жено с драматургами Ниной Беленицкой и Иваном Угаровым приготовили для зрителей обширную аннотацию к спектаклю с изложением его концепта, исследующего процессы, происходящие с человеком нынешнего демократического общества в России. «Что такое демократия в России, нужна ли она ей и что она значит для нас самих? Каждый раз во время спектакля зрители становятся исследовательской группой, отвечающей на эти вопросы. Демократия — это еще и форма взаимодействия всех оказавшихся в зале, поскольку взаимодействие организовано здесь по демократическим правилам. Включение творческого потенциала зрителей — также важный момент. Само действие интерактивно, а в результате при импровизации сами собой появятся сюжет, конфликт и характеры, а исполнители спонтанно выдвигаются из зрительской массы. Это некая коллективная игра, предполагающая включение творческого и эмоционального потенциала всех присутствующих. В процессе чего мы обратимся к глобальным проблемам современности, почувствовав себя участниками исторического процесса».

Всякий раз сюжет случается разный. В этот раз он был таков. Путем голосования выбирался «самый демократичный» представитель зала (которым стал нечесаный маргинал Боря), изложивший свой образ демократии: «Это учебник по обществоведению Марченко. Он меня достал». В ответ на что Боре предлагалось вообразить бытие того самого Марченко с сопровождающими действующими лицами — и возникли «студент-раздолбай», сидящий на его лекциях, девушка с улицы, жена Марченко и их ребенок, а также зверек мангуст, обитающий у них в доме. Словом, некая ячейка, на примере которой, как видно, и намеревались отследить «демократические процессы» в умах общества.

На чем и застопорились. Поскольку что делать дальше с этими дивными персонажами — никто из ведущих, как ни силился, придумать не мог. «Марченко и компания» что-то мямлили, жались к стенам, смущались и томились, утомляя и нас косноязычием, и отсутствием артистизма, а ведущие все никак не могли им помочь. Да, их, включая беднягу мангуста, пытались провоцировать некими вопросами (типа «а что вы делаете по вечерам?»), но вопросы были крайне невнятны и к общему успеху дела не вели.

У всякой игры есть свой сценарий. «В чем ваш сценарий, ребята?» — спрашивали из зала. Но вот его-то и не было, а те, кто его не создал, ожидали теперь сюжета от самой семейки Марченко. Членам которой ну вовсе нечем было заняться на сцене и нечего было поведать нам о демократии и хоть чем-нибудь удивить. «Коммунифицируйте! — кричали им. — Общайтесь! Высказывайте свои взгляды!» Но фантомные Марченко тянули лишь на первое занятие актеров любительской студии, в которую забыли назначить режиссера и принести пьесу. Так и проторчав перед нами без толку два часа.

При чем же тут «демократия»? Ну, к примеру, зрителей (чисто демагогически) призывали выбирать между «активностью», «пассивностью» или «реальностью», олицетворенных в виде конкретных девушек на сцене. А когда речь зашла об истинной свободе, из зала на сцену вышел некто и прямо на сцене напИсал. Лужа осталась перед нами символом крайней свободы в условиях демократии. И единственным запомнившимся эпизодом действия. После чего некоторые в знак протеста подобному свинству покинули зал. Остались самые стойкие. А вопрос игровой спонтанности персонажей-зрителей попал в поле сомнения. На вопросы же о «личности демократического общества» никто так ничего и не ответил.

Так кто же в итоге наиболее свободен? Вероятно, те, кто думает, что вот это и есть театр, продавая сюда билеты ценою 300 рублей. Но не те, кто эти билеты купил и оказался в зале. Им-то как раз отчего-то неловко было выкрикнуть: «Вы блефуете, ребята! Настоящий театр — это творчество и труд! И культура. И ответственность заодно». Зато потом они смогут выйти наконец в настоящую ночную Москву, пройдясь бульварами до Арбата, и байкеры, съезжающиеся туда в этот час со всего города, эти красивые серьезные мужики в кожаных крагах, явят собой уже настоящую, непридуманную, крутую жизнь времен демократии, взглянуть на которую гораздо интереснее. Нет, конечно же, чем плоха сама идея поговорить о демократии на сцене?

Но претензии и их реализация оказались в полном несоответствии. Зачем все же взялись за эту тему и что хотели нам сказать?

________________________________________

Источник: http://www.kultura-portal.ru