Подписка на рассылку
E-mail:

ФИО:

Организация:



* Все поля обязательны
для заполнения






Rambler's Top100
Rambler's Top100


«Демократия.doc» в Москве

Спектакль 10 июля 2006 года

Роли:

Исходные:

  • Опрятный человек с Бульвара
  • Таксист
  • Социальное гетто
  • Этническое гетто
  • Дно

Добавившиеся в ходе действия:

  • Любимая женщина опрятного человека
  • Жена опрятного человека
  • Уголовный мир
  • Психоаналитик/Президент

Развитие действия:

Первоначальная расстановка ролей: в центре — Опрятный человек, Дно, Таксист; справа у стены — Социальное гетто; слева у стены — Этническое гетто. На протяжении всего действия, кроме заключительных моментов расстановки, Этническое гетто и Социальное гетто не меняли своего места в поле.

Этническое гетто: «Нас много, мы растем, распространяемся, мы много работаем, скоро мы купим квартиры на Бульваре; если не мы, то наши дети, мы никуда не спешим».

Опрятный человек идет к Таксисту. Дно на время подходит к Социальному гетто. К Опрятному человеку выходит Любимая женщина опрятного человека. Родом она из Этнического гетто, раньше ее звали Лейла, теперь — Влада.

Выходит Жена опрятного человека, кричит на Опрятного человека, что у них трое детей и она требует ответственного отношения.

Опрятный человек и Любимая женщина опрятного человека перемещаются в Этническое гетто.

Этническое гетто: «Мы вас принимаем, у нас мужчина может иметь несколько жен, если может их обеспечить, нет проблем — живите здесь».

Жена опрятного человека перемещается ближе к Социальному гетто, потому что она родом оттуда. Жена опрятного человека говорит, что настоящая свобода и демократия только в Социальном гетто; там ее любовь.

Опрятный человек и Любимая женщина опрятного человека помогают Дну.

Социальное гетто требует алиментов у Опрятного человека. Опрятный человек отказывается.

Высокая включенность зала. Фигуры и зал обсуждают Дно. Дно говорит, что это его позиция.

Таксист перемещается ближе к Этническому гетто. Они делят сферы влияния. Этническое гетто занимает мудрую и сбалансированную позицию, давая работать Таксисту.

Входит Уголовный мир, агрессивно пытается заставить Дно определиться и уйти из центра.

В зале негодование: «Уберите агрессию!».

Уголовный мир обходит все фигуры и пытается их сдвинуть. Опрятный человек защищает Любимую женщину опрятного человека, у Уголовного мира и Этнического гетто поделены сферы влияния, но Этническое гетто готово к любому варианту, в том числе и силовому.

В зале появляется активный участник. Кто-то в зале говорит, что это Президент. Однако он входит в поле, назвавшись Психоаналитиком. Он пробует прояснить отношения между фигурами, и это вызывает большую агрессию как у действующих лиц, так и у зала.

Претензии Психоаналитика/Президента адресованы, прежде всего, Этническому гетто.

Этническое гетто очень спокойно говорит, что если Психоаналитик/Президент разрушит отношения между фигурами в поле, то это будет на его совести. Психоаналитик/Президент вносит сумятицу и агрессию в поле. Зал и другие фигуры упорно называют его Президентом.

Психоаналитик/Президент делает заявление: «Я беру на себя ответственность за все, что здесь происходит, если у Этнического гетто, Опрятного человека, Социального гетто или кого-либо еще возникают проблемы».

Звучит предложение убить Психоаналитика/Президента.

Опрятный человек выходит в центр с Любимой женщиной опрятного человека и говорит, что не хочет, чтобы Президент им командовал и управлял. К нему присоединяются все фигуры, кроме Таксиста, который переходит в лагерь Психоаналитика/Президента и Уголовного мира, который стоит посередине у стены. В самом центре сидит Дно.

Зал встает и делится на две части. Сначала много участников идет к Опрятному человеку, но потом к Психоаналитику/Президенту выходит человек из зала и говорит, что Президент берет на себя ответственность и защитит всех от преступности и бедности! Это звучит как призыв, и к Психоаналитику/Президенту выходит большое число людей из зала. Его группа становится больше, чем группа Опрятного человека. Этническое гетто приветствует Президента.

В зале почти не остается людей, все на сцене. Несколько человек в зале высказываются против такой категоричности в выборе. Несколько человек говорят, что лагерь Опрятного человека — анархия, и они выбирают Президента. Кто-то не верит, что его голос может что-то изменить. Два человека присоединяются к Дну.

Комментарий:

На протяжении всего процесса зал был невероятно включен в происходящее. Новые роли выходили сами и сразу начинали транслировать свои послания.

Наиболее энергетичными ролями на протяжении всего действия были: Этническое гетто, Опрятный человек, Психоаналитик/Президент. Энергетичность остальных ролей проявлялась эпизодически, но очень ярко.

Действие можно разделить на две части. Несмотря на то, что изначально список ролей имел подчеркнуто схематичный социальный характер, первая часть действия развивалась как личная история отношений Опрятного человека с Женой опрятного человека и Любимой женщиной опрятного человека. Опрятный человек уходит от требовательной и истеричной Жены опрятного человека к принимающей и мягкой Любимой женщине опрятного человека.

При этом интересна история этих двух женских фигур. Жена опрятного человека родом из Социального гетто, наименее деятельной фигуры в поле (единственной самостоятельной репликой этой фигуры было требование выплаты алиментов Опрятным человеком). Любимая женщина опрятного человека родом из Этнического гетто, по сути, наиболее созидательной фигуры, которая адаптировалась к любым условиям в поле и не прекращала своей экспансии. Так же как и Любимая женщина опрятного человека, Этническое гетто являлось принимающей фигурой — оно принимало Опрятного человека и Любимую женщину опрятного человека, вело конструктивные переговоры с другими фигурами с точки зрения спокойной силы.

Поворотным моментом действия стало появление Уголовного мира, который агрессивно попытался сдвинуть фигуры с занятых ими мест. Единственная фигура, которая сохранила спокойствие и осталась на своем месте — Этническое гетто.

Вторая часть действия ознаменована появлением Психоаналитика/Президента. Здесь интересна стратегия, реализованная этой фигурой для того, чтобы занять одно из центральных мест.

К моменту появления Психоаналитика/Президента обстановка в поле стабильна, сферы влияния между фигурами поделены, отношения выяснены и действие практически не происходит. Психоаналитик/Президент дестабилизирует ситуацию в поле, предъявляя формальные претензии к Этническому гетто и другим фигурам, далее он говорит, что берет ответственность за все происходящее на себя: если что-то происходит с любой фигурой в поле — за это ответит он.

 По сути в этом не было необходимости, так как обстановка была стабильной, однако после этих заявлений многие фигуры в поле и участники в зале действительно почувствовали, что фигура, обеспечивающая стабильность и порядок, необходима.

При этом интересно, что большинство участников среагировали на то, что Психоаналитик/Президент берет ответственность за все, а другие фигуры, в частности, сильные Этническое гетто и Опрятный человек, не делают этого.

Также интересно, что удар Психоаналитика/Президента был направлен не против очевидно деструктивной фигуры Уголовный мир, а против спокойной и стабильной фигуры Этническое гетто, в то время как Уголовный мир фактически примкнул к лагерю Президента, лишь формально оставаясь в середине. Конфликт между защитником свободы и либеральных ценностей Опрятным человеком и авторитарным сторонником наведения порядка Психоаналитиком/Президентом также протекал весьма интересным образом.

Сначала появление фигуры Психоаналитик/Президент вызвало почти всеобщее негодование, как среди фигур на сцене, так и среди участников в зале. В этот момент у Опрятного человека было очевидно большее количество сторонников. Однако заявление Психоаналитика/Президента о принятии им ответственности за всех, сработало сверхэффективно, за считанные минуты сделав лагерь его сторонников более многочисленным, чем лагерь Опрятного человека, который назвали «анархическим».

Почти все участники из зала были вовлечены в противостояние двух лагерей; на своих местах осталось лишь несколько человек. Несколько участников солидаризировались с фигурой Дна и сели на пол между противоборствующими сторонами. Несколько человек в зале высказались против жестко сформулированной альтернативы «свобода или порядок». Время, отведенное на действие, закончилось в момент максимально острого противостояния между лагерями.

Сюжет противостояния между фигурами, олицетворяющими свободу, и фигурами — сторонниками порядка является наиболее архетипическим. Он многократно проявлялся в проекте «Демократия.doc», но именно в этом спектакле его острота достигла максимума. Эпизод противостояния лагерей Опрятного человека и Психоаналитика/Президента, который впоследствии был назван авторской группой «стенка на стенку», стал одним из самых ярких событий проекта по эмоциональному накалу и степени вовлеченности зала.