Подписка на рассылку
E-mail:

ФИО:

Организация:



* Все поля обязательны
для заполнения






Rambler's Top100
Rambler's Top100


Норильск

15 мая 2006 года спектакль «Демократия.doc» был показан в Норильске в рамках Фестиваля современного искусства «Таймырский кактус».

Роли:

Исходные:

  • Клавиатура («устройство ввода данных»)
  • Крыса («трансформация компьютерной мыши — возможность свободы, но кто-то ею управляет»)
  • Михрютка («молодой, красивый, здоровый, предвзятый»)
  • Уборщица («из Молдавии, плохо говорит по-русски, бестолковая, все по-своему переставляет»)
  • Блондинка («красивая, неземная»)
  • Качок («тупая сила ради силы»)
  • Торчок («слабость»)


Добавившиеся в ходе действия:

  • Активный молодой человек из зала, не обозначивший свою роль (далее — Безымянный)
  • Здравый смысл

Развитие действия:

Юноша, называющий роли, отталкивается от своей профессии тележурналиста, для которого основное средство работы — компьютер, и дает им характеристики (заключенные в скобках). Отсюда — Клавиатура, Крыса (мышь) и Уборщица.

Первоначальная расстановка фигур: Качок — стоит на переднем плане лицом к залу. Клавиатура, Торчок, Крыса, Михрютка, Блондинка, Уборщица стоят за ним почти в ряд. За ними находится сцена, на которую потом поднимаются и садятся некоторые фигуры.

Наиболее энергетичные фигуры — Качок и Уборщица. Качок почти все время лицом к залу, Уборщица занимает место на сцене, стоя на стуле. Эти две роли образуют основной энергетический вектор действия. Другие фигуры перемещаются между ними.

Входит Безымянный, сначала подводит к Качку Блондинку, в дальнейшем делает много противоречивых заявлений и действий, в основном провокационного толка. Когда фигуры с низким энергетическим потенциалом (Торчок и Крыса) садятся на край сцены, Безымянный садится на стул в центре группы фигур, стоящих перед сценой. Затем он занимает место на сцене, к нему поднимается Михрютка и провозглашает: «Демократия, о которой так долго говорили большевики, свершилась!» Они берутся за руки и встают в позу «Рабочего и колхозницы». Уборщица, стоя на стуле: «Я против демократии!». Безымянный: «Я не против демократии, я просто в нее не верю».

В какой-то момент, когда перемещений и заявлений фигур становится слишком много, из зала выходит фигура Здравый смысл и становится на периферии. Делает попытку объединить фигуры в две группы — народ (Качок, Блондинка, Торчок, Клавиатура, Крыса) и власть, стоящую на сцене (Уборщица, Михрютка и Безымянный). Группа народа сразу распадается.

Ведущие проводят опрос: где здесь власть? С властью идентифицирует себя только Качок, который единственный раз покидает свое место, поднимается на сцену, пытается спустить Уборщицу со стула и изменить положение Безымянного. Ни то, ни другое ему не удается. После этого Качок возвращается на свое место. Пытается призвать на помощь Здравый Смысл, но тот отказывается и вскоре покидает поле.

В конце действия Качок снова поднимается на сцену, и все стоящие на сцене берутся за руки, даже те фигуры, которые были в оппозиции друг к другу (Клавиатура, Качок, Уборщица, Безымянный).

Люди из зала присоединяются к фигурам. Образуются три большие группы: группа Блондинки (перед сценой), группа Качка (на сцене) и группа Здравого смысла вне поля, с краю. Здравый смысл декларирует: «Я в другой стране!».

Комментарий:

С одной стороны, действие на сцене чрезвычайно активно, фигуры реагируют почти на каждый импульс, часто меняя положение. С другой стороны, эта активность не развивает фигуры и не выводит действие на качественно новый уровень.

На протяжении всего действия наблюдается стабильно высокая активность и вовлеченность зала (постоянный смех, комментарии, аплодисменты, кратковременные выходы людей из зала в поддержку отдельных фигур). Но, за исключением Здравого смысла, никто не берет на себя ответственности, чтобы выйти в новой роли.

В первичном процессе фигуры разобщены, а во вторичном демонстрируют единство. Это касается и зала: несмотря на противоречивость комментариев, в зале образуется единое эмоциональное поле. Как у людей в зале, так и у людей-фигур наблюдалась слабая идентификация с ролями. Наиболее выраженная оппозиция Качок — Уборщица является, по сути, оппозицией между двумя модальностями силы. Качок воплощал спокойствие и стабильность. Уборщица — волюнтаризм, демонстративность и непредсказуемость.