Подписка на рассылку
E-mail:

ФИО:

Организация:



* Все поля обязательны
для заполнения






Rambler's Top100
Rambler's Top100


София Игнатова. Созидательность на смену креативности

София Игнатова, слушательница Летней школы, студентка факультета русской филологии Дальневосточного государственного университета 

Трудно не заметить фундаментальные перемены, происходящие сегодня на всех уровнях общественной жизни. В сущности, проходит смена парадигм: переход от индустриального устройства к другому, принципиально новому. Проблемы современных обществ зачастую сводятся к тому, что «в новой ситуации старые решения уже не работают. Но то, что может показаться неразрешимой проблемой в одной системе мышления, в другой становится вполне посильной задачей» [Чарльз Лэндри, «Креативный город», изд. Классика XXI, 2005]. Тут-то и приходит на выручку креативность – как нестандартный подход, способность к творчеству в политике, экономике, бизнесе, быту.

Слово креативность пришло из английского языка в качестве кальки слова creativity. Русский аналог слова creativityтворчество. Почему нельзя обойтись русским словом, зачем понадобилось заимствование? Дело в том, что современное понимание слова творчество не в полной мере отражает значение креативности и не может передать всех его смыслов. Креативность – это творчество + инновация. Креативность – это способность к творчеству в повседневной жизни, нестандартный подход. Понятие творчество воспринимается людьми как нечто специфическое, имеющее отношение в основном к сфере искусства. Творчество – то, что под силу немногим избранным: писателям, поэтам, художникам… Простому человеку оно недоступно. Этот разрыв творчества с обществом восполняет креативность. Это слово применимо к самым разным сферам жизни: креативность в экономике, политике, бизнесе. Здесь играет роль значение инновационности, нестандартности, которое содержится в понятии креативности. Плюс в этом понятии заложено значение потенциала, возможности постоянного развития.

Креативность пришла в русский язык вместе с другими понятиями переходного периода, Перестройки. Этот исторический этап характеризуется, в первую очередь, глобальной переоценкой ценностей, переменой приоритетов в масштабах нации. Строгая упорядоченность централизованной системы, абсолютная предопределенность во всех сферах жизни сменилась хаосом рыночных отношений. Люди вынуждены были переориентироваться: в новой ситуации старые методы уже не действовали, – приходилось искать новые пути, нестандартные подходы. Много было в то время жестокого, беззаконного… Но, тем не менее, креативность как массовое явление проявилась в России именно в период Перестройки.

Кроме творчества, существует и другое понятие, сопоставимое с креативностью: значительно реже употребляется сегодня слово созидание и его производные: созидательный, созидательность. Это понятие, так же, как и креативность, имеет значение творческого потенциала, несет оттенки инновационности, нестандартности. Разница между значениями двух понятий не столь явна, но очень существенна.

«Созидание – это строительство чего-то нового на твердой базе. Оно возможно в тех случаях, когда у нас есть твердые основания, которые мы не пересматриваем. Это всегда движение вперед. Креативность же предполагает возможность сделать шаг назад и пересмотреть основания, отказаться от предпосылок, принимаемых по умолчанию, разрушить стереотипы». (М.Гнедовский)

Попав в русский язык и оставшись в нем, слово креативность так и не стало до конца русским. В его звучании остались некоторые особенности, не характерные для русской фонетической системы. Самая яркая из них – сочетание двух гласных [еа], которое сразу выдает инородность слова. Из-за этого, а также из-за не до конца понятного значения, креативность воспринимается русскими людьми как непостоянное, переходное явление. Таким образом, явление креативности тесно связано в нашем сознании со спецификой переходного периода.

Времена меняются, и в нашу жизнь все прочнее входит надежность. Переходные явления медленно уступают место постоянным процессам. Современное общество постепенно переходит к другому типу устройства, а вместе с моделью общественного устройства всегда меняются ключевые понятия этого общества. Сейчас мы живем в так называемом постиндустриальном обществе. Этот термин несет в себе некую отрицательную программу: уже не индустриальное общество, а какое – непонятно. Переходный период от индустриального общества к чему-то другому, принципиально новому.

Мы предлагаем модель: «Созидательность на смену креативности». Смена ключевого термина определенного периода необходимо вызвана сменой общественного устройства. То есть, если на смену неопределенному «постиндустриальному обществу» придет другое, то ключевая установка переходного периода креативность должна обязательно смениться другим понятием. Мы считаем, что установка на созидательность приходит на смену креативности, так как задает положительную программу: созидательное общество знает, что надо делать – созидать! Сразу становятся понятны основные принципы и постулаты нового общества.

При введении понятия созидательного общества может возникнуть серьезная проблема. Если мы предложим модель нового, созидательного общества, обязательно возникнет вопрос: «А что же раньше было, разрушительное общество?» Действительно, в нашем сознании выработана тесная связь, пара: «созидание – разрушение», и из-за «замкнутой» ассоциации мы не можем вполне оценить потенциал собственно слова созидательность: оно воспринимается только как противовес разрушительности. Мы предлагаем выход из замкнутого круга – нужно разрушить устойчивое противопоставление и создать новое. В конце концов, суть креативности именно в том, чтобы разрушать устойчивые ассоциации и создавать новые. «Первым шагом должно быть осознание невозможности решения проблем нового мира старыми средствами и при помощи старых стереотипов мышления» [Лэндри 2005].

В данном случае мы предлагаем разрушить стереотип и противопоставить созидание не разрушению, а созданию. Созидание как производство творческого продукта – созданию материальных благ. Созидание как постоянный, непрекращающийся процесс – созданию как разовому, завершенному действию или длительному процессу, стремящемуся к окончательному результату. Это заложено в системе нашего языка: создавать – это длительное действие, стремящееся к результату создать, созидать – это постоянный, непрерывный процесс, не стремящийся к окончанию. Поэтому термин созидательность совершенно четко передает суть зарождающихся общественных процессов: сегодня необходимо уже не столько создавать, сколько созидать, не останавливаться, находить все новые пути развития – постоянно стремиться к инновационности. Поэтому весьма уместен будет лозунг «Созидательный город (общество) на смену создающему» – краткая и емкая программа развития.

Рассмотрим некоторые грани значения термина созидание, которые способствуют его широкой применимости в современных условиях:

1) понятие ассоциируется не только с областью искусства, оно применимо к любой другой сфере – науке, политике, экономике, бизнесу и др.;

2) слово имеет значение потенциальной возможности, способности;

3) понятие включает оттенок инновационности, нестандартности;

4) понятие созидательности, обозначая «творческое начало, потенциал», активно взаимодействует с понятием «творческий подход», дополняет и выгодно оттеняет его;

5) значение слова несет в себе оттенок ответственности: создавать можно все, что угодно, созидать – только истинные ценности.

Необходимо отметить, что данная работа вовсе не призывает полностью избавляться от понятия креативности. Креативность будет необходима всегда: пересмотр основ, разрушение стереотипов, нестандартный подход не устаревают. Речь идет только о том, что из ключевых понятий времени креативность перейдет в разряд сопутствующих, не определяющих жизнь общества: ключевую позицию должна занять созидательность.

Ни одно научное исследование или другое действие не может быть осуществлено без должной терминологической базы. Чтобы понять суть предмета, классифицировать его, человеку нужно обязательно этот предмет назвать. Так и каждый период, общественная формация как отличное от других явление должна обладать своей терминологической и понятийной основой. Таким образом, в данной работе положено начало разработке понятийной базы, интеллектуального инструментария, долженствующего составить основу нового мышления.

Именно созидательность будет стоять во главе угла нового общества, будет его установкой и основной целью. Созидательность может и должна прийти на смену креативности в интеллектуальном инструментарии современного профессионала. Именно созидательность будет стимулировать порождение новых идей для решения глобальных и локальных проблем.

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением Института культурной политики.