Подписка на рассылку
E-mail:

ФИО:

Организация:



* Все поля обязательны
для заполнения






Rambler's Top100
Rambler's Top100


Итоговый отчет

Летняя школа «Творческие индустрии: исторические, художественные, экономические и правовые основания»

Ясная Поляна, 15 – 20 июля 2007 года 

Летняя школа была посвящена новой для российского научного сообщества междисциплинарной теме. В ходе работы школы творческие индустрии рассматривались, с одной стороны, как предмет теоретического анализа, а с другой, – как совокупность практик, получивших развитие в рамках постиндустриального общества. Для организаторов школы креативность была не только предметом изучения, но и основой образовательного процесса.

Цели Летней школы

  • введение в научный и образовательный оборот понятия «творческие индустрии»;
  • демонстрация научного потенциала междисциплинарных исследований в области творческих индустрий;
  • включение российских академических программ в международный практически-ориентированный контекст;
  • разработка научных, правовых и практических инструментов продвижения творческих индустрий в России.

Задачи Летней школы

  • объяснение слушателям школы исторических и экономических закономерностей становления творческих индустрий;
  • демонстрация необходимости детального изучения творческих индустрий для развития различных дисциплин и повышения их влияния в практической сфере;
  • создание ориентиров для разработки учебных курсов по творческим индустриям (элективных, а впоследствии базовых) для гуманитарных отделений российских университетов;
  • стимулирование изучения феномена творческих индустрий в дипломных и диссертационных исследованиях.

Конкурсный отбор слушателей

При отборе слушателей организаторы стремились сформировать команду молодых людей, готовых мыслить творчески, понимать логику междисциплинарных исследователей и применять полученные теоретические знания в практических ситуациях. Для этого был проведен конкурс эссе «Роль творчества в современном мире» среди студентов 3 и 4 курсов, аспирантов, а также преподавателей университетов, получающих поддержку «Oxford Russia Fund».

На конкурс поступило 72 заявки. Экспертный совет, в который вошли Михаил Гнедовский, Елена Зеленцова, Георгий Никич и Алла Сергиевская, отобрал 25 лучших эссе.

Критерии оценки заявок 

  • соответствие эссе условиям и тематике конкурса;
  • присутствие в эссе аналитических подходов и моделей;
  • собственное мнение автора;
  • самостоятельность текста.

Из 25 человек, приглашенных по результатам конкурса, в работе Летней школы приняли участие 24 слушателя из 7 российских университетов (включая одного платного участника), обучающихся по специальностям: журналистика, история, лингвистика, политология, филология, философия, экономика и юриспруденция. подробнее

Организаторы и партнеры

  • Институт культурной политики; подробнее
  • Tom Fleming Creative Consultancy, Великобритания; подробнее
  • Агентство «Творческие индустрии»;
  • Факультет менеджмента в сфере культуры Московской школы социальных и экономических наук (МШСЭН); подробнее
  • Музей-заповедник «Ясная Поляна». подробнее

Преподаватели

  • Константин Богданов, доктор филологических наук, профессор Университета города Констанц, Германия, ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский дом), Санкт-Петербург. – Лектор. подробнее
  • Михаил Гнедовский, кандидат исторических наук, директор Института культурной политики, член Комитета Европейского музейного форума. – Ведущий сессии «Творческие индустрии в мире», лектор, ведущий группы. подробнее
  • Елена Зеленцова, директор программ Института культурной политики. – Ведущая семинара «Творческие индустрии в России», лектор. подробнее
  • Елена Мельвиль, финансовый директор Института культурной политики. – Лектор, ведущая группы. подробнее
  • Георгий Никич, преподаватель МВШСЭН, куратор Московского международного форума «Культура плюс». – Лектор, ведущий группы. подробнее
  • Проф. Джастин О'Коннор, Университет города Лидс. – Лектор. подробнее
  • Д-р Том Флеминг, директор агентства «Tom Fleming Creative Consultancy», Великобритания. – Лектор, эксперт семинара «Творческие индустрии в России». подробнее

В качестве гостей на Летней школе присутствовали члены Попечительского совета «Oxford Russia Fund» Энтони Смит и Борис Салтыков, представитель фонда в России Алла Сергиевская, а также и.о. главного редактора журнала «Вокруг света» Елена Князева. 

Место проведения

Летняя школа проходила на территории музея-усадьбы Л.Н.Толстого «Ясная Поляна». Занятия проводились в современном Образовательном центре, расположенном в административном здании музея, а вечерние, «клубные» дискуссии – в холле гостиницы, где жили участники и преподаватели летней школы.

Участники летней школы посетили мемориальные экспозиции в усадьбе Л.Н. Толстого. Инновационные проекты музея стали предметом одного из практических занятий (см.ниже – Деловая игра «От идеи к проекту»).

Продолжительность

6 дней, 65 академических часов.

ПРОГРАММА

В программе школы были предусмотрены лекции ведущих специалистов, дискуссии и различные практические занятия.

Лекции

  • Константин Богданов «Гуманитарная традиция и проектное мышление: практические перспективы гуманитарных исследований», «Произведение искусства в постиндустриальную эпоху»;
  • Михаил Гнедовский «Аргументы в пользу развития творческих индустрий в России», «Творческие индустрии и развитие городов»;
  • Елена Зеленцова «Творческие кластеры и агентства в России»;
  • Елена Мельвиль «Правовые и экономические и аспекты развития творческих индустрий в России»; 
  • Георгий Никич «Искусство пользы / полезное искусство. История современного искусства и художественный рынок», «Потенциал современного искусства: интерпретация, коммуникация, художественный рынок»;
  • Джастин О’Коннор «Творческие индустрии и постиндустриальное развитие», «Творческие индустрии и развитие городов»;
  • Том Флеминг «Творческие индустрии и экономическое развитие», «Творческие индустрии и творческие кластеры в Великобритании».

Практические занятия

Под руководством ведущих каждый день проводились занятия в форме групповой работы, дискуссий, круглых столов и деловых игр. Эта деятельность была направлена на обсуждение и проработку материала, представленного в рамках лекционного курса.

15.07.07 / Круглый стол «Постиндустриальное развитие» и работа в группах

Участникам было предложено сформулировать ключевые характеристики постиндустриального общества. В результате был сформирован следующий список: аккультурация, виртуализация, гибкость, глокализация, гуманизм, диверсификация, индивидуальность, инновационность, интеллектуализация, информация, коммуникация, креативность, мобильность, мультикультурализм, открытость, плотность среды, работа – игра – досуг, самореализация, свобода выбора, скорость изменений, толерантность. Участники подробно обсудили понятие «свобода выбора».

Затем слушатели работали в 4-х группах, объединявших представителей разных специальностей и городов. Перед группами были поставлена задача: опираясь на характеристики постиндустриального общества, сформулированные на круглом столе, предложить проектные идеи постиндустриального развития современного российского города. Разработанные в группах проектные идеи были представлены и проанализированы в рамках вечерней программы.

16.07.07 / Круглый стол «Творческие индустрии и развитие городов» и работа в группах

На этом практическом занятии участники были разбиты по группам в соответствии с их специальностями: (1) историки и политологи; (2) экономисты; (3) филологи и лингвисты; (4) юристы; (5) психологи и философы.

Слушатели должны были ответить на вопрос, что они могут сделать, как профессионалы, для развития городов.

Были предложены следующие идеи:

1. Историки и политологи: «Осуществление гибкого перехода от образа индустриального города – к постиндустриальному городу».

2. Экономисты: «Разработка постиндустриальных стратегий социального и экономического развития».

3. Филологи и лингвисты: «Формирование нового городского бренда».

4. Юристы: «Юридическая поддержка независимых творческих профессионалов».

5. Психологи и философы: «Создание службы психологической помощи в постиндустриальном городе». Вечером состоялось обсуждение представленных проектов.

17.07.07 / Круглый стол «Развитие творческих индустрий»: презентация зарубежных исследований

Преподаватели представили участникам три примера зарубежных междисциплинарных исследований, направленных на осмысление постиндустриального развития.

Константин Богданов рассказал о международном исследовательском проекте, осуществленном в Университете города Констанц, Германия: опираясь на разработки филологов, посвященные юридическим и экономическим темам в классических литературных произведениях, юристы, экономисты и социологи анализировали тенденции и процессы, происходящие в современном обществе.

Джастин О’Коннор представил методологию и результаты исследования, проведенного в конце 1990-х годов в Манчестере, Великобритания, с целью выявления экономического потенциала работающих в городе творческих профессионалов. На основе этого исследования впоследствии была разработана городская программа поддержки творческих индустрий.

Том Флеминг представил опыт работы ряда лондонских агентств, которые занимаются развитием творческих индустрий, а также инновационными исследованиями и разработками в области маркетинга творческих продуктов, освоения недвижимости и защиты авторского права.

18.07.07 / Деловая игра «От идеи к проекту»

Участникам летней школы было предложено самостоятельно или в группах сформулировать проектные идеи по развитию музея-заповедника «Ясная Поляна», который они посетили накануне. Листы с записанными проектными идеями были сданы организаторам деловой игры.

Далее состоялся «открытый экспертный совет». Эксперты Михаил Гнедовский, Елена Зеленцова и Георгий Никич оценивали каждую идею по пятибалльной системе по следующим критериям: (а) творческое качество идеи; (б) значение для развития территории (в) практическая осуществимость. По результатам экспертных оценок были названы проекты-победители: (1) «Библиотека в гостинице» (2) «Театрализованные представления-экскурсии» (3) «Пешеходные маршруты» (4) «Билет-сувенир».

В заключительной части игры авторы идей-победителей при активном участии остальных слушателей формулировали цель своего проекта.

Ведущие игры на конкретных примерах объяснили участникам, чем цели проекта отличаются от задач и какие стадии включает в себя разработка проекта.

19.07.07 / Деловая игра «Продвижение проектов»

Слушатели работали в 4-х группах, перед которыми была поставлена задача – придумать по три слогана для продвижения конкретного российского города (из числа городов, представленных на летней школе). Группы выбрали Тверь, Пермь, Иркутск и Владивосток.

Предложенные слоганы обсуждались всеми участниками. После обсуждения слоганы оценивались экспертами – Михаилом Гнедовским, Еленой Зеленцовой, Георгием Никичем, Аллой Сергиевской, Томом Флемингом – по следующим критериям: (1) продвигает ли данный слоган город на мировом, национальном или локальном уровне и (2) создает ли они доиндустриальный, индустриальный или постиндустриальный образ города.

В результате экспертной оценки сложилась «карта», определяющая место слоганов в глобальном-локальном и индустриальном-постиндустриальном контекстах.

Групповая работа в рамках семинара «Творческие индустрии в России»

Участники были разделены на три группы – таким образом, чтобы в них, по возможности, присутствовали представители различных специальностей и разных городов.

В первый день (18.07.07) перед группами была поставлена задача провести анализ ситуации в конкретном российском городе с точки зрения перспектив развития творческих индустрий. Выбор города осуществлялся участниками группы самостоятельно.

На второй день (19.07.07) группы сформулировали проектные идеи.

На третий день семинара (20.07.07) группы на основе проектных идей разработали проекты и подготовили итоговые презентации.

Проекты, подготовленные слушателями летней школы в рамках семинара «Творческие индустрии в России»

Группа 1 (ведущий – Георгий Никич) «Программа творческого развития Тверской области»

Группа сосредоточила усилия на выстраивании многоуровневой системы творческих институтов в Твери. Камнем преткновения для группы оказалось проявленное на аналитическом этапе представление о Твери как о городе «между Москвой и Санкт-Петербургом», то есть как о городе, не имеющем сильной идентичности.

Для решения этой проблемы предлагались проекты в диапазоне от представления различным городским сообществам возможностей творческой реализации до формирования новых брендов города. В частности, группа предложила:

  • организовать межгородские фестивали: проект «Мост» (Тверь-Кемниц, Тверь-Яблонец, Тверь-Пермь);
  • открыть агентство творческих инициатив «ТАТИ»;
  • создать на базе существующего кинотеатра творческий кластер «АRTверь».

Группа 2 (ведущий – Михаил Гнедовский) Проект «Агентство исследования и развития творческих индустрий «Процесс»

В ходе работы группы были сформулированы миссия, функции, задачи и направления работы независимого российского агентства по развитию творческих индустрий. Деятельность агентства была проиллюстрирована рядом пилотных проектов, в частности:

  • проектом проведения автогонок «Формула-1» в Иркутске;
  • проектом создания «Студенческого городка» – университетского креативного кластера на базе бывшей фабрики в Новгороде Великом.

Группа 3 (ведущая – Елена Мельвиль)

Проект 1: «Творческий кластер «Авангард» в городе Тольятти»

Группа разработала детальный бизнес-проект организации творческого кластера, объединяющего работающих в городе дизайнеров.

Проект 2: «Создание в Томском государственном университете центра профессиональной ориентации для студентов гуманитарных специальностей»

Предложенный группой проект призван раскрыть творческие способности студентов университета и помочь выпускникам применить на практике полученные ими профессиональные знания и навыки.

Результаты Летней школы

(1) Летняя школа помогла сформировать у слушателей представление о концепциях постиндустриального развития и творческой экономики; о роли гуманитарного знания и культуры в развитии городов; о методологии междисциплинарных исследований и разработок.

(2) Слушатели приобрели навыки проектной деятельности, овладели основами бизнес-планирования, разработали креативные проекты, которые впоследствии могут быть осуществлены как на базе университетов, так и в городском пространстве.

(3) В ходе Летней школы студентам был предложен круг тем для дипломных и диссертационных исследований в области креативной экономики и развития творческих индустрий.

Дальнейшее развитие проекта

  • экспертная поддержка практической реализации студенческих проектов, разработанных в ходе проведения Летней школы;
  • организация ежегодной летней школы, где различные аспекты междисциплинарных практик в данной области будут рассматриваться в более широком диапазоне;
  • закупка для университетов комплекта книг по вопросам постиндустриального общества, развития городов, творческой экономики.